Торжественное мероприятие началось у монумента «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера. К подножию памятника легли цветы и венки от ветеранов и официальных лиц, погибших героев почтили минутой молчания.
В культурно-досуговом центре «Южный» гостей встречали под звуки военного духового оркестра. В фойе ветеранам приготовили угощения, не забыли и про полевую кухню, фронтовые «сто грамм».
Перед началом концерта на экранах – кинохроника военного времени, запечатлевшая работу Дороги жизни, фронтовые песни.
Годы не щадят никого. В большом зале КДЦ присутствовал единственный участник боевой операции по освобождению Ленинграда «Искра» и Парада Победы 1945 года – Владимир Дмитриевич Морев. Весь зал стоя приветствовал его овациями, юные участники концерта преподнесли ветерану алые гвоздики – символ Победы.
Историческая справка
Дорога жизни блокадного Ленинграда – это единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Она связывала осажденный город со страной, давала возможность перевозить продукты и другие жизненно важные грузы: в период навигации на кораблях, а в зимнее время – на автомобилях и гужевом транспорте по льду.
После осады Ленинграда в августе 1941 года было принято решение использовать Ладогу для перевозки грузов. За короткий срок войсковые части и рабочие построили пирсы для причаливания судов, произвели дноуглубительные работы, вынули 70 тысяч кубометров грунта, смогли проложить узкоколейную железную дорогу от причальных линий к основной магистрали, выстроили склады для продовольственных товаров, горючего и боеприпасов, вырыли землянки для различных морских и охранных служб. Протяжённость Дороги жизни блокадного Ленинграда составляла порядка 44 километров и около 30 из них – по льду Ладожского озера.
В первые дни блокады по Ладожскому озеру доставили около 60 тонн боеприпасов и 800 тонн продовольствия. Обратным рейсом эвакуировали людей. За осеннюю навигацию было вывезено 33 тысячи ленинградцев.
Далее начались работы по проектированию и созданию ледяной дороги. Осенью 3 ноября 1941 года был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Но по данному направлению проложить её было невозможно из-за больших проталин во льду. Тогда 19 ноября было принято решение вести дорогу по маршруту «мыс Осиновец — остров Зеленцы» с разветвлением на Кобону и на Лаврово.
В документах Дорога жизни именовалась как военно-автомобильная дорога № 101. Предполагалось, что она будет шириной 10 метров, двухполосная, и на каждом седьмом километре будут располагаться пункты обогрева.
20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 тонны муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец.
22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА («полуторки») под командованием капитана В. А. Порчунова.
В первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля, то есть 152 дня. За это время было перевезено около 362 тысяч тонн различных грузов, в том числе 262 тысячи тонн продовольствия.
Из города эвакуировали более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены: на 100 граммов – рабочим и инженерно-техническим работникам, на 75 граммов – служащим, иждивенцам и детям.