Как совместить физическую активность, созерцание идиллических пейзажей и познакомиться с культурной, исторической и гастрономической жизнью Нидерландов? Ответ лежит на поверхности: прокатиться по стране на велосипеде.
Герой нашей статьи – Павел Рубанов, именно он придумал и разработал несколько авторских велотуров по Нидерландам. На день выхода нашей газеты он отправился в свой двенадцатый тур, а его туристами стали уже около 100 человек.
В летнее время Павел снимает дачу под Всеволожском, а в перерывах между европейскими вояжами поддерживает форму, катаясь по нашим пригородам. Он нашёл окошко в своем плотном графике, чтобы встретиться с журналистом «ВГЖ» для интервью.
– Павел, как родилась такая необычная идея, возить путешественников по Нидерландам?
– Чем я только ни занимался в своей жизни: и бригадиром был у реставраторов паркета, и директором школы танцев... Велосипед всегда был только хобби. По секрету скажу, я даже не знал, как заклеить прокол на колесе, научился устранять его только в первом туре, мне повезло тогда, поскольку один из участников был опытным спортсменом-велосипедистом.
Идеи кого-то куда-то возить у меня не возникало. Я просто хотел сам путешествовать, узнал, что Нидерланды – отличная страна для моей цели. Но найти организованный тур не смог, все они были специализированными или англоязычными.
После своего самостоятельного первого путешествия я буквально наполнился энергией и эмоциями. Мне хотелось, чтобы как можно больше людей разделили со мной восторг от велотуризма.
Когда цель поставлена, к ней очень легко идти, несмотря даже на организационные трудности. Но дорогу осилит идущий, в моем случае – крутящий педали.
Сегодня я уверен, что выбрал правильное направление. У меня есть работа, приносящая радость. Причём не только мне, но и моим единомышленникам!
– Кто они, ваши туристы? Нужна ли специальная подготовка?
– Как ни удивительно, основной контингент – это девушки. Всего в двух турах был примерный паритет. А наша последняя поездка на майские праздники прошла под кодовым названием «В джазе только девушки»! Мой друг считает, что всему виной моя харизма, мужественность и надёжность. Может быть и так. Я не делаю бизнес ради бизнеса, моя миссия – дарить радость, разделять её вместе.
Про подготовку скажу, что, конечно, нужна определённая выносливость, но её можно натренировать, готовясь к поездке. Иногда очень сложно уговорить себя хотя бы минимально заниматься спортом, не переедать. А тут есть большой стимул, подготовить себя к самому захватывающему приключению жизни. Некоторые участники, кстати, купили свой первый велосипед именно после тура!
Я стараюсь дозировать нагрузку, постепенно увеличивать километраж, едем мы в прогулочном темпе, делаем остановки для перекусов, созерцания природы и архитектуры. Каждый день проходит по плану, включающему посещение музея, замка, фермы, фестиваля или праздника. Ночуем мы в городках по пути следования. Я предпочитаю центр, чтобы вечером погулять, оказаться в гуще событий, ощутить атмосферу каждого места. Мы не выбираем палатки, кемпинги или хостелы. Я считаю, что у туристов должна быть возможность полноценно восстановиться в комфортных условиях, расслабиться в ванной.
Среди моих туристов много программистов, врачей, бизнесменов. Это люди, которые привыкли к определенному уровню комфорта.
Привлекательность таких поездок ещё и в том, что мы все становимся некой дружной семьёй, общаемся, помогаем друг другу. Это очень удобно, когда нет пары для поездки. Ведь подчас сложно найти человека готового лететь в Европу, да еще и в такой необычный тур.
– Как происходит подготовка к туру?
– Сама поездка – лишь 10-15% моих трудозатрат. Всё остальное время – это формирование группы, ответы на вопросы, разъяснения. Помощь в подборе авиабилетов.
С гордостью могу сказать, что долгое время страдал аэрофобией. Но я боролся с проблемой, изучал самолеты, интересовался техническими деталями. В итоге вместо страха появилось восхищение. Теперь я летаю спокойно даже с пересадками. Особенно люблю летать через Цюрих. Наслаждаюсь их аэропортом и швейцарским шоколадом.
Еще я подбираю гостиницы для своей группы, иногда переписываюсь напрямую с отелем, это даёт возможность экономить. Отельеру намного выгоднее сотрудничать с гидом, чем платить посредникам за бронь. Но для этого мне надо все время совершенствовать английский язык, который понимают в стране ветряных мельниц.
Самый большой и интересный блок подготовки – поиск музеев, замков, откуда мне даже присылают информацию, чтобы я мог перевести ее, работать как гид. Далеко не везде есть экскурсии для иностранцев и тем более для россиян. Кстати, в небольших городах и посёлках русские туристы большая редкость. Некоторые вообще видели русских впервые в жизни.
Отдельная статья поиска и подготовки – событийный туризм: ярмарки, фестивали, дни города, фермерские мероприятия. Чтобы все это узнать, надо искать информацию у первоисточников, переводить.
Многие статьи про заморские страны и, в частности, Нидерланды написаны копирайтерами, которые попросту переписывают тексты друг у друга. Многие авторы и в стране этой никогда не были. Так что всё добывается опытным путем.
Ещё важный момент – велосипеды. Для удобства туристов я купил их, и храню в арендованном помещении. Это избавляет нас от множества сложностей и препятствий.
– Как Нидерланды смогли стать велосипедной страной?
– Они всегда ею были, исторически. Но был период засилья автомобилей в стране. В 50-е – 70-е годы Нидерланды переживали сильный экономический подъём, росла производительность труда, граждане могли спокойно купить себе машину. В результате такого благополучия города встали в пробки, росло количество аварий, смертей на дорогах. Граждане вышли на улицы с пикетами. В ответ на это правительство приняло долгосрочную программу создания велосипедной безопасной инфраструктуры. И тут же пошёл обратный процесс – отказ от автомобилей в пользу велосипедов. Сыграл свою роль и энергетический кризис. Голландцы поняли, что двухколесное средство передвижения не будет зависеть от роста цен на нефтепродукты.
Большое значение имеет ещё ровный ландшафт, это очень удобно для размеренной и созерцательной велопрогулки.
В Нидерландах практически нет заборов, жители часто даже и занавески не закрывают. Такая открытость очень располагает, тебе не надо подглядывать и выискивать что-то необычное – все максимально открыто и доступно.
– Павел, что на вас произвело самое большое впечатление в этой стране?
– О Нидерландах можно рассказывать часами, никакие фото не передают всей красоты. Секрет в том, что интересный кадр фотографии – это не единичная находка, а то, что мы видим в наших велотурах всё время вокруг себя. Это касается и природных красот: мы встречаем зверей и птиц в непосредственной близи от велодорожки.
Отдельная тема – архитектура частных и многоквартирных домов, все они не похожи друг на друга и построены с учетом эстетики. Все вокруг подчинено тому, чтобы радовать окружающих, сберегать экосистему, экономить энергоресурсы. В планах страны к 2025 году пересадить автомобилистов на электрокары. И таких машин уже много в Нидерландах.
Конечно, меня, как велотуриста, поражает инфраструктура и сеть велодорог. Мы практически не едем по автострадам, но при этом не попадаем в грязь и бездорожье. Всюду идеально ровные асфальтовые дорожки, будь то лес или поля, переправы через озера или заливы. Кстати, мы стараемся включать в маршрут катание на лодке или катере, чтобы увидеть ещё более необычные природные места и поближе рассмотреть водоплавающих птиц.
Из гастрономии я выделил для себя сельдь в разных её видах (на вкус многих она самая вкусная) и, конечно, сыр! Голландский сыр – визитная карточка этой аграрной страны. Мой фаворит – двухлетняя Гауда с трюфелем. Такой деликатес у нас не купишь. Во многих специализированных магазинах всегда дают дегустировать сыры, можно напробоваться и утолить свой голод десятками сортов бесплатно.
Голландия – это не только Амстердам! Путешествуйте!
Беседовала Алла Вейс
Фото Павла Рубанова