Хранительница истории земли Всеволожской




В нашем городе живёт много интересных людей, судьбы которых неразрывно связаны со Всеволожском. Это краеведы, педагоги, историки – словом, неравнодушные к прошлому, настоящему и будущему своего края люди. Их целеустремлённость и знания приносят результаты, которые не только восхищают современников, но и оказываются ценными для потомков.

Связующим звеном между прошлым и настоящим являются краеведы, люди, которые по крупицам собирают детали, изучают биографии наших предков и передают свои знания другим. Во Всеволожске таким человеком является Марина Семёновна Ратникова, историк, почётный гражданин Всеволожска, член Союза писателей Ленинградской области и Санкт-­Петербурга, член ассоциации краеведов Ленинградской области.

7 февраля Марина Семёновна отметила 85-­летие, с днём рождения её пришли поздравить представители совета депутатов Всеволожска Дмитрий Лебедев и Лидия Чипизубова. В этот день много было сказано добрых слов в адрес юбилярши. Она же просила всех гостей хранить историю родного города, сделать всё, чтобы люди чтили своих предков и гордились, что живут во Всеволожске. Также Марина Семёновна обратилась с инициативой к представителям власти установить памятную доску на доме №63 по Колтушскому шоссе в честь Гергарда Яковлевича Вокка – краеведа, автора ряда публикаций по истории Ленинградской области, первого Почётного гражданина города Всеволожска, и ещё пятерых членов семьи, переживших в этом доме блокаду Ленинграда.

Марина Ратникова является первым и единственным директором государственного историко­-краеведческого музея, которому отдала более 30 лет жизни. В залах музея Марине Семёновне удалось собрать экспозиции, рассказывающие о дореволюционном быте всеволожцев, картинную галерею участников войны 1812 года, экспозицию первой в России узкоколейной Ириновской железной дороги, портреты представителей рода Всеволожских.

Марина Семёновна смогла наладить работу с зарубежными историками и потомками рода Всеволожских. Вела активную переписку с национальным архивом в Стокгольме.

Благодаря Марине Семёновне выпущено 17 номеров музейного вестника «Мызы и музы», а к 20­-летию Всеволожского государственного историко-­краеведческого музея она за свой счёт выпустила краеведческую книгу «История Рябово с древнейших времён» в нескольких томах.

Музей стараниями Марины Ратниковой привлёк внимание и участие представителей тех родов, которые очень много сделали для Всеволожской земли – потомков Бернгардов, Всеволожских, Фредериксов, Штаммов, Хусу.

Марина Ратникова награждена почётными грамотами Министерства культуры и Всеволожской администрации за многолетний, бескорыстный, добросовестный труд в деле изучения и сохранения истории Всеволожского района. А в 1999 и в 2008 годах она награждалась почётными дипломами Законодательного Собрания Ленинградской области. Получила благодарность министра культуры России Владимира Ростиславовича Мединского на 6 международном культурном форуме в Эрмитаже Санкт-­Петербурга. Награждена юбилейной медалью Героя Советского Союза Евгения Николаевича Преображенского. Награждена статуэткой «Золотой человек» за сохранения культурного наследия России.

Хранительница истории нашего города много лет рассказывает современникам о роде Всеволожских, но мало кто знает, что своя история жизни у Марины Семёновны удивительная и трагичная. В этом номере газеты мы расскажем об этом выдающемся человеке, приоткроем занавес её тайн и поделимся фактами из жизни этой удивительной женщины.

Марина Ратникова с юных лет жила во Всеволожске, а потом вышла замуж за племянника Гергарда Яковлевича Вокка. Она ловила каждое слово своего дяди Гергарда, который был сыном последнего садовника помещика Всеволожского, владельца усадьбы Рябово. Дядюшка рассказывал о барине, о дореволюционном быте, об истории не только этой мызы, но и окрестных, он был краеведом-любителем, потому что краеведы-профессионалы в те годы уже вывелись. Последние несколько лет он был абсолютно слеп, но и тогда продолжал вспоминать счастливые годы своего детства.

Марина Семёновна начала штудировать исторические книги и постепенно проникаться мыслью, что если все эти сведения не записывать, не копить, то они со временем могут оказаться безвозвратно потерянными для людей. .

Детство закалило для будущих испытаний

Марина Семеновна родилась в Смоленской области, в городе Сычёвка, в 1936 году. Что касается точной даты рождения, то тут всё неоднозначно. В документах рождение девочки приходилось на 15 января, и имя при крещении было дано Валентина, но со временем бумаги были потеряны. Позже, когда в военное время записи восстанавливались, Марина Семёновна обозначила свою дату 7 февраля и назвалась именем Марина. Как вспоминает Марина Семёновна, ничто в этом мире не делается без воли Господа: «Я верую в Бога не по выкрикам, не по пустым словам, а ощущаю всевышнего всем своим внутренним миром. Над нами есть высшая сила, которая мне очень помогала, являлась в сновидении, подсказывала как мне поступать. Видно, так Господу было нужно, чтобы у меня было два имени. Валентина – означает сильная, а Марина – морская, непредсказуемая».

Маленькая Марина жила в крестьянской семье, она с детства знала, что такое трудиться не покладая рук. Отец девочки работал конюхом, а мама занималась хозяйством. Мама Марины Семёновны умерла в мае 1939 года, и глава семейства остался один с тремя детьми. Самой маленькой, Зое, на тот момент не было и года, поэтому вдовцу срочно нужно было искать хозяйку в дом. Добрые люди посоветовали слывшую старой девой Анастасию, но, увидев непосильную ношу, она не стала жить в крестьянской многодетной семье и оставила их дом. На смену ей пришла другая хозяйка – Зинаида Григорьевна. Девочкам было непросто с мачехой, должного внимания им не оказывалось, а отец работал на заводе конюхом и всё время проводил вне дома. Одним из сложных этапов в жизни маленьких девочек стало заключение под стражу главы семейства. Многодетного отца приговорили к шести месяцам заключения за опоздание на работу на пять минут. Мачеха особо не жаловала маленьких детей и, бросив их на божью волю, закрыла их в маленькой комнатке при Сычёвском льняном заводе и ушла на другой конец города к своей матери. Девочки были вынуждены остаться одни, в результате от голода погибла маленькая Зоя.

До сих пор этот момент Марина Семёновна вспоминает со слезами на глазах. Детство маленькой Марины было настоящим испытанием, ей пришлось пережить много невзгод. В годы Великой Отечественной войны в возрасте семи лет она была связной партизанского отряда, отец был участником диверсионного подполья Сычёвского района. После освобождения Сычёвки был призван на фронт, на Курской дуге получил тяжёлые ранения, был демобилизован. После войны отцу семейства предложили должность во Всеволожской милиции, и Марина Семёновна с отцом и сестрой переехала во Всеволожск.

Послевоенное время

Марина Семёновна в юном возрасте мечтала стать балериной. Она поступила в хореографическое училище, занятия были интересными, и у молодой танцовщицы всё получалось. Однако мечте не суждено было сбыться, без объяснения причин Марину Ратникову отчислили. Сейчас она вспоминает, что было очень тяжело пережить такую несправедливость: «Заступиться и похлопотать за меня было некому, моему отцу приходилось много работать, и он не вникал в мои увлечения и стремления. Директором в ту пору была Агриппина Яковлевна Ваганова, она в своём кабинете, в строгом чёрном костюме сообщила мне, что я отчислена. Я как послушный ребёнок удалилась, но много раз приезжала в училище в надежде, что надо мной сжалятся и вновь зачислят на учёбу. Хорошо запомнила, как плакали добрые женщины на вахте, которые видели меня, всё ещё ждавшую чуда.

Помню, как я купила билет на выпускные экзамены других танцовщиц училища, смотрела балет и представляла, как на сцене могла танцевать я. Не помню кто, но мне предложили поступить учиться во Дворец им. Горького. Я ездила туда, но мне не понравилось, не по душе было. Все закончилось печально, появилось какое­-то отторжение всего, просто опустила руки, мне ничего не хотелось – ни учиться, ни работать, время для меня остановилось… Я долго размышляла, почему так случилось, и пришла к выводу, что все идёт из семьи, ведь кто мои родители? Отец – конюх, мать – крестьянка, а я дочь, которая решила стать балериной».

Так сложилось, что молодая Марина познакомилась с петербургскими художниками, которые предложили ей стать натурщицей. Это было интересное время. Марина Ратникова вращалась в среде профессоров живописи и графики. Её очень уважали, приглашали на всевозможные мероприятия, в ту пору она бывала на балах, знакомилась с интересными людьми. Здесь же она нашла первую свою любовь. Но это совсем другая история.

От живописи к истории

Жизнь Марины Семёновны полна удивительных историй. Но главным в своей жизни она считает сохранение культурного наследия. Она с трепетом собирала по крупицам исторические факты о Всеволожских и мечтала открыть музей. Так и случилось, 9 июня 1988 Всеволожский исполком принял решение о создании Всеволожского историко­-краеведческого музея.

Всеволожский государственный историко­-краеведческий музей располагался возле здания сыроварни, принадлежавшей барону И. Ю. Фредериксу, который при Екатерине II был банкиром.

Содержание историко-­краеведческого музея происходило на личные средства Марины Семёновны и её мужа, хотя его открытие состоялось ещё во времена СССР и был получен статус государственного.

Большая часть экспонатов была куплена лично Мариной Семёновной. В лучшие времена в музее проводилось до 4 экскурсий в день. В 2000 году музей пережил пожар, было утрачено множество экспонатов времён блокады Ленинграда, но экспозицию первого этажа музея удалось спасти. 9 июня 2003 года Всеволожский историко-­краеведческий музей, снова открыл свои двери. Марина Семёновна исполняла обязанности директора, экскурсовода, хранителя, сторожа, уборщицы. Для восстановления утраченного пенсионерка продала свою квартиру в Мельничьем Ручье и снова открыла музей, который теперь был одноэтажным.


Много лет Марина Семёновна была бессменным директором Всеволожского музея. В конце прошлого года хранительница истории решила уйти с должности директора музея, сохранив часть экспонатов в своём историческом доме, где проживал краевед Гергард Яковлевич Вокка. В её уютном доме много книг, картин и памятных фотографий. Марина Семёновна с трепетом относится к прошлому и верит, что люди будут чтить свою историю и ценить её. «Я очень люблю русских людей, – подчеркивает Марина Семёновна. – Они необыкновенные, их нужно только понять. И если вы их поймёте, то обязательно их полюбите. Другого такого народа нет, другой Родины, такой как наша Россия, нигде не найти! За границей много есть интересного, но такой русской души, отзывчивости, русской доброты и тепла я не встречала нигде».

Анна Кверель

В материале были использованы данные с портала «Книжная лавка писателей»



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: 8 (81370) 25-900, +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188640 г. Всеволожск, ул. Сергиевская дом 122 (схема проезда)



Газета «Всеволожск Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта