Кино о самом важном




Великая Отечественная война нанесла огромный, практически непоправимый урон всей стране. Гибли люди, разрушались города, экономика приходила в упадок. И в то же время, несмотря на все трудности и препятствия того страшного периода, для искусства всегда находились силы и возможности. Одним из видов искусств, получившим наибольшее развитие в годы Великой Отечественной войны, стал кинематограф. Как ни странно, именно в эти четыре года на экраны вышли сотни игровых и документальных картин, короткометражек о жизни на фронте.

Кино стало действенным инструментом агитации и пропаганды, служило для поднятия боевого духа и патриотического настроя зрительской аудитории. Многие из фильмов, снятых в то время, до сих пор популярны в России, их смотрят миллионы людей всех возрастов. Работники кино с первых дней войны наравне со всеми трудились и приносили стране пользу, чтобы как можно скорее достичь вожделенной победы над врагом. Военные годы подарили не только России, но и всему миру целую плеяду талантливых режиссеров, сценаристов, операторов и артистов.

Послевоенные годы также принесли гражданам много хороших кинокартин о войне. Некоторые из них стали, пожалуй, культовыми. Реплики героев прочно вошли в повседневные разговоры и используются до сих пор. И, конечно, артисты, служившие на фронте, играли свои роли искренне, с глубоким пониманием того, что происходило в те дни на самом деле. Слишком свежа была рана, нанесённая войной. Пожалуй, именно благодаря той искренности и тому, что в фильмах о войне говорилось о таких важных ценностях, как дружба, семья, верность, вера в победу и в своих соотечественников, эти фильмы прочно вошли в историю кинематографа.

Накануне Дня Победы мы расскажем о самых ярких и интересных кинокартинах о Великой Отечественной войне. Большинство из них хорошо известны, на этих фильмах выросло не одно поколение. Другие показывают на телеэкранах реже, хотя они заслуживают не меньшего внимания.

 

«Разгром немецких войск под Москвой»

«Разгром немецких войск под Москвой» – документальный фильм о битве за Москву. Его производством занималась Центральная студия кинохроники. Это первый советский фильм, завоевавший в 1943 году премию Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

В фильме представлены события, происходившие в октябре 1941 – январе 1942 года: строительство баррикад, запись и обмундирование добровольцев, женщины на оборонном заводе, военные на улицах города, боевые действия, генералы на командных пунктах, бои за населённые пункты, разрушенные дома, убитые красноармейцы, немецкие военнопленные и другая хроника военных лет.


Документальный фильм был снят по приказу Иосифа Сталина, он же требовал докладывать о подготовке и ходе съёмок. Режиссёрами были выбраны Леонид Варламов и Илья Копалин. Один из кинооператоров, Роман Кармен, так описывал процесс съёмки в книге «Но пасаран!»: «Киногруппа Западного фронта вместе с операторами Центральной студии, снимавшими в Москве, насчитывала не более тридцати человек. Нетрудно представить, какая нагрузка падала на каждого, снимавшего в те дни. Кинорепортеры были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать маневренно, не ожидая приказа. Люди работали с предельным напряжением. Особенно воодушевились, узнав о том, что решено создать фильм «Разгром немецких войск под Москвой» — первый военный полнометражный документальный фильм.(...) А в Лиховом переулке, куда непрекращающимся потоком шёл материал, работал, не зная отдыха, весь коллектив студии — лаборанты, монтажницы, ассистенты, редакторы, огромный отряд документалистов, возглавляемый режиссёрами Ильей Копалиным, Леонидом Варламовым и Романом Григорьевым».

Иосиф Сталин просматривал материал на разных стадиях работы и вносил коррективы. 18 февраля 1942 года «Разгром немецких войск под Москвой» вышел на экраны СССР. Этот документальный фильм стал первым, зафиксировавшим переломный момент в Великой Отечественной войне и показавший мощь оружия советской армии. «Разгром немецких войск над Москвой» был награжден Сталинской премией первой степени в области литературы и искусства. В связи с созданием антигитлеровской коалиции было решено показать фильм в союзных странах. Премьера в Соединенных Штатах Америки состоялась 15 августа 1942 года. Фильм был удостоен премии Национального совета кинокритиков США, а год спустя получил «Оскар».

 

«А зори здесь тихие»

В 1969 году в журнале «Юность была опубликована повесть Бориса Васильева «…А зори здесь тихие». Повесть вызвала большой резонанс и полюбилась многим миллионам читателей. В 1971 году был показан спектакль «…А зори здесь тихие» на сцене Московского театра на Таганке, а год спустя, в 1972 году, вышел один из самых, пожалуй, известных и любимых многими фильм, снятый Станиславом Ростоцким. По словам режиссёра и бывшего фронтовика, этот фильм был снят в память о медсестре, вынесшей его с поля боя и спасшей от смерти.

Сюжет известен многим: в прифронтовой полосе группа юных девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Почти ещё девочки, они не успели узнать жизнь, любовь, семейное тепло и нежность. Вместо этого они отважно вступили в ряды защитников Отечества и с достоинством выполнили свой воинский долг.

Съёмки проходили в нескольких районах Карелии, в основном в Пряжинском районе, в деревне Сяргипахта. Во многих эпизодических ролях снимались студенты Петрозаводского государственного университета. В киногруппе было много фронтовиков, поэтому все актрисы проходили весьма строгий кастинг. Режиссёр Станислав Ростоцкий стал для юных актрис своеобразным старшиной Васковым. Съёмки проходили в непростых климатических условиях, и все трудности съёмочная группа проходила вместе. Например, во время съёмок прохождения через болото Ростоцкий каждое утро шёл вместе с девушками через болотную жижу, несмотря на протез, оставшийся у него после ранения. Особенно тяжело оказалось снимать эпизод в бане. Мало того, что в советском кинематографе крайне редко допускались столь откровенные сцены, так и сами актрисы не хотели обнажаться перед камерой. Но перед режиссёром стояла важная цель – показать зрителям, куда попадают вражеские пули. Не в тела солдат-мужчин, а в женские нежные тела, которые должны рожать детей, а не воевать и гибнуть.


Фильм «А зори здесь тихие» стал классикой советского кинематографа, в 1973 году его посмотрело около 66 миллионов человек. Кинолента была номинирована на премию «Оскар», получила памятный приз на Венецианском кинофестивале, была отмечена на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате, удостоена премии Ленинского комсомола и Государственной премией СССР.

 

«Жди меня»

«Жди меня» – одна из самых известных советских художественных военных драм, снятая по мотивам одноименного стихотворения Константина Симонова на Центральной объединенной киностудии художественных фильмов. Премьера состоялась 1 ноября 1943 года.

По сюжету летчик Николай Ермолов переживает все тяготы и испытания Великой Отечественной войны. Даже самые близкие его друзья потеряли надежду на благополучное возвращение Николая. Однако его жена Лиза, несмотря на известие о гибели мужа, не верит этому, не теряет надежду и верит, что Николай вернётся с фронта живым.

Константин Симонов сам написал сценарий к фильму и присутствовал на съёмочной площадке. Как и в других произведениях автора, в «Жди меня» важны не подвиги, здесь война – скорее сопутствующая декорация. Важнее всего человеческие чувства и внутренний мир человека. Военная драма «Жди меня» – это урок любви, терпения и веры в то, что если ты ждёшь кого-то, то он обязательно вернётся, несмотря ни на что.


Директор Центральной объединенной киностудии Михаил Тихонов вспоминал, что сценарий фильма Константин Симонов написал в сжатые сроки сразу же после сценария «Парня из нашего города». Фильм был снят режиссерами Александром Столпером и Борисом Ивановым очень быстро. А главную женскую роль сыграла Валентина Серова – жена Константина Симонова. Военная драма была принята на ура и нашла отклик в сердцах фронтовых зрителей.

 

«В шесть часов вечера после войны»

«В шесть часов вечера после войны» – художественный романтико-поэтический фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1944 году. Режиссером выступил Иван Пырьев. Фильм не только отображает хронологию войны, но также показывает атмосферу того времени – искреннюю веру людей в победу и надежду на мирную жизнь.

По сюжету двое влюбленных – Василий Кудряшов и Варя Панкова – пообещали друг другу встретиться в шесть часов вечера после войны на Каменном мосту в Москве. Долгие годы войны они ждали этой встречи и верили, что она обязательно случится. Вера эта была настолько сильна, что даже ужасы войны и риск погибнуть не могли победить её. И в конце концов встреча состоялась. Артиллерист Василий Кудряшов и зенитчица Варя Панкова увидели друг друга в назначенное время в условленном месте.

Название фильма позаимствовано из романа Ярослава Гашека «Похождение бравого солдата Швейка». Швейк по пути на фронт договаривается со своим другом сапером Водичкой встретиться в пражской пивной «в шесть часов вечера после войны». Съёмки киноленты проходили в сложных условиях, членам съёмочной группы приходилось работать в нетопленных промерзших павильонах «Мосфильма». В кадре внимательный зритель легко заметит, что у актёров изо рта идёт пар даже в «летних» сценах. Вот что вспоминала исполнительница главной женской роли Марина Ладынина в одном из интервью: «Мы снимали фильм о победе, а война еще шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании. Чтобы никто не мешал, работали по ночам. В павильоне было около четырех градусов мороза, от нас шел пар. Впрочем, так и нужно было, ведь в фильме дело происходит зимой. Финальную сцену, встречу в шесть часов вечера после войны на мосту у Кремля, тоже снимали в павильоне. Художники сделали прекрасную декорацию для встречи наших героев. Но как передать радость этой встречи? Как снимать победу во время войны? Как бы мы ее ни ждали, ее еще не было. Ведь еще повсюду гибли люди… С этим чувством я и шла на встречу со своим героем. Фильм о победе вышел еще во время войны, и многие бойцы, подобно Василию Кудряшову, назначали заветные свидания с любимыми на Каменном мосту. А один солдат написал мне: «Теперь и помереть можно, все-таки увидел конец войны»...». Интересно, что создатели фильма точно предсказали победу – в мае.


Фильм «В шесть часов вечера после войны» стал лидером советского кинопроката в 1945 году, его посмотрели более 26 миллионов человек. А в 1946 году актёры и режиссёр были награждены Сталинской премией II степени.




 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта