В результате работы получилось 15 художественных проектов: объекты Art&Science; иммерсивные инсталляции; произведения медиа-арта и саунд-арта.
Действующая экспозиция расположилась в помещении так называемой «Старой лаборатории». Здание всегда привлекало внимание как местных жителей, так и гостей Павловских Колтушей. Нетривиальная архитектура в стиле конструктивизма, надписи, в числе которых: «Наблюдательность и наблюдательность», будоражили воображение гостей, заставляя их заглянуть за массивную закрытую дубовую дверь.
О том, что в этом необычном строении находится музей, мало кто догадывался, попасть можно было по предварительной записи или в составе туристических групп.
Кстати, квартира знаменитого нобелевского лауреата располагалась именно здесь, на втором этаже, где он проживал со своей семьей с 1933 по 1936 гг. В находящийся рядом дом учёный так и не успел переехать («Дом Павлова» сгорел в 2017 году).
Поэтому по праву можно сказать, что лаборатория – самое что ни на есть историческое место, пронизанное энергетикой учёных, духом ушедшей эпохи.
Чтобы понять и осознать новую технологическую новомодную экспозицию, желательно пойти от первоисточника. А именно: посетить музей на втором этаже, где подробно и увлекательно рассказывают не только о жизни и личности самого Ивана Петровича, но и о его коллегах, деятельности биостанции, вивария и наукограда от создания до наших дней.
В экспозиции фотографии, картины, личные вещи, сохранившиеся со времен создания научного городка.
Отличительная особенность помещений – их аутентичность, зритель словно переносится на сто лет назад. Здесь и белая кафельная квадратная плитка и деревянные светлые шкафчики со стеклянными вставками, и металлические массивные раковины. Именно в них мыли когда-то пробирки после опытов.
Вся эта атмосфера подлинного антуража сохранена и на первом этаже, где сегодня появились технологичные инсталляции будущего. А ведь ещё несколько лет назад здесь продолжали проводить эксперименты и опыты!
Этот контраст действует как двойной удар. Вообще вся новейшая Art&Science экспозиция требует подготовленности и вдумчивого осмысления.
Недаром художники провели над созданием образов так много времени, потому что каждый объект – не выдуманная, а реальная история, взятая из научных экспериментов, начиная от обезьян и собак и заканчивая пчелами и мухами дрозофилами.
В пределах газетной статьи вряд ли целесообразно описывать все арт-объекты. Почти все они требуют пояснений и демонстрации, участия музейных и научных сотрудников, а иначе можно просто увидеть нечто непонятное из никеля или хрома; матрицы; клавиши и прочую какофонию из света и звука.
Впрочем, есть и вполне понятные для восприятия, например, фантомные картинки, появляющиеся на фоне реального крана с льющейся водой.
На непосвящённых как шок воздействует объект «Ожидалка». На самом деле не все так страшно, собак в институте никто не мучил – они были полноправными «сотрудниками» коллектива учёных и лаборантов. На эксперименты они приходили практически как на работу, и, надо отметить, внесённая ими лепта позволила сделать важные для всего человечества открытия. «Ожидалка» прежде всего отдаёт дань памяти и почёта братьям нашим меньшим.
Не менее интересна и вторая часть серии «Ожидалка» – это место мысли и созидания учёных. Не торопитесь: здесь недостаточно беглого взгляда. За каждым столом с помощью наушников можно погрузиться в мир жизни уникальных личностей.
Покидая эту комнату, невольно хочется одернуть занавеску – за ней размытый двигающийся силуэт. Это аллегория будущего – мы уже понимаем, куда движемся, но ещё не видим всей картины целиком.
Выставка приоткрывает для обывателей непостижимый и многогранный мир науки, а творчество Art&Science художников даёт возможность визуализировать и облечь в некую осязательно-обонятельную форму процессы, неподвластные для нашего восприятия.
Алла Вейс
Фото автора