Не должно быть без вести пропавших




В начале 2018 года в газете «Всеволожск. Городская жизнь» вышла статья, посвящённая нашей землячке Альбине Михайловне Петровой, женщине, которая большую часть своей жизни посвятила поиску пропавшего без вести на фронте отца – Михаила Ивановича Смирнова. Долгие годы поиска, переписок с инстанциями и архивных запросов принесли свои плоды, и в апреле этого года Альбина Михайловна наконец­-то смогла не только точно узнать, при каких обстоятельствах погиб Михаил Иванович, но и побывать на его могиле в Германии.

Эта удивительная история началась более 80 лет назад, когда в Ленинграде маленькая Альбина появилась на свет. Альбина Михайловна рано лишилась родителей: мама умерла от тяжёлой болезни ещё до войны, отец ушёл на фронт в 1940-­м. Боевой офицер защищал страну сначала в советско­-финской войне, а оттуда попал на поля сражений Великой Отечественной. Политрук роты Смирнов был взят в плен в августе 41­-го и с этого момента числился пропавшим без вести.

Память стёрла детские воспоминания, Альбина не запомнила то страшное время, но война осталась где­-то в подсознании ребёнка и впоследствии не давала покоя, мучила безответными вопросами, просилась на бумагу в виде стихотворных строк. В начале войны маленькую Альбину по Дороге жизни вывезли в эвакуацию в Тихвин, затем направили в детский дом Бокситогорского района, откуда её в 6 лет забрали опекуны. Детство и юность Альбина Михайловна провела в поселке Ефимовский, где и окончила 8 классов средней школы. В 15 лет приёмные родители посадили Альбину в поезд и отправили в Ленинград, к родственникам, проживавшим на Фонтанке. Так она впервые увидела родную тётю и начала узнавать о судьбе своих настоящих родителей. Тётя рассказала девочке, что её мама умерла от тяжелой инфекционной болезни, но судьба отца так и оставалась невыясненной.

В Ленинграде Альбина Михайловна поступила в культпросветучилище, окончила его по специальности «Организатор и методист клубной работы» и поехала в посёлок Ляды Псковской области, где её назначили заведующей сельским клубом. Проработав два года заведующей, Альбина Михайловна стала инспектором отдела культуры с несколькими клубами в подчинении. Как грамотного и перспективного специалиста, её направили на обучение в институт культуры. Альбина Михайловна поступила на вечерний факультет, одновременно устроившись на работу. Днём работать на заводском конвейере, а вечером осваивать огромный объём информации было неимоверно трудно, и Альбина Михайловна попросила направить её на работу по ранее полученной специальности. Альбину Михайловну направили во Всеволожский Дом культуры. Так она оказалась во Всеволожске, и с 1960 года её судьба неразрывно связана с нашим городом. Профессия культпросветработника предполагает постоянные разъезды и командировки, а так как у Альбины Михайловны было двое сыновей, пришлось сменить вид деятельности. Проработав во Всеволожском Доме культуры шесть лет, Альбина Михайловна перевелась в отдел по назначению пенсий – в организацию, которая в советское время носила название горсобес, где и продолжила свою трудовую деятельность до выхода на пенсию.

Когда дети подросли и появилось больше свободного времени, Альбина Михайловна стала всё чаще задумываться о поиске сведений об отце. Возможно, чувство, которое в народе называют зовом крови, день за днём овладевало сознанием и не давало покоя. Как-­то раз Альбина Михайловна читала газету «Смена» и на одной из страниц заметила объявление в рубрике «Отзовитесь»: Смирнов Михаил Иванович ищет родственников. Мелькнула мысль: «А вдруг это мой отец»? Написала письмо по указанному адресу и получила ответ. К сожалению, это оказался чужой человек. Так началась переписка, которая затянулась на долгие годы. Письмо за письмом, ответ за ответом: «сведений нет», «обратитесь далее». Письма приходили из разных уголков страны, из Германии, Норвегии. Фамилия Смирнов распространённая, приглашали приезжать, проверить информацию на месте, но что-­то подсказывало: нет, не он. Статус оставался неизменным – «пропал без вести», но Альбина Михайловна считала, что так быть не должно, не должно быть без вести пропавших солдат. Пока есть силы и человеческая память жива, нужно искать.

Впервые Альбина Михайловна узнала, как погиб её отец, в 1998 году. Пришёл ответ из центрального архива Министерства обороны: «Погиб при попытке к бегству, место захоронения неизвестно». И только в 2004 году пришло письмо из Подольска, несколько коротких и таких долгожданных строк: «Сданы немецкие архивы. Приезжайте, есть точные сведения о Вашем отце». По иронии судьбы, Альбина Михайловна узнала о своём происхождении из нацистских архивов, видимо, сработала традиционная немецкая пунктуальность.

Немцы записали, что заключенный под номером 462 Смирнов Михаил Иванович родился 20 мая 1905 года в деревне Большой Двор Вологодской области, был призван на войну в первый её день и попал в плен под деревней Молосковицы Ленинградской области в августе 1941 года. Также в архивах были указаны фамилии и место рождения матери и отца Михаила Ивановича, его гражданская специальность. Оказалось, что в 9 лет Михаила, как старшего в семье, отправили учиться сапожному ремеслу.

Заключённый №462 был вывезен из России, сменил несколько лагерей в Европе, предпринял три попытки к бегству из рабочей команды. Четвёртый побег стал для Михаила Ивановича роковым. Так спустя долгие годы была восстановлена ещё одна крупица нашей истории.

Несмотря на то, что была установлена дата смерти Михаила Ивановича Смирнова – 8 апреля 1944 года, место его захоронения так и осталось невыясненным, и точку в этой истории было ставить рано. Альбина Михайловна Петрова считает очень важным сохранить память о войне такой, какая она была на самом деле. И не просто сохранить, но и передать ее внукам и правнукам.

Внук Альбины Михайловны Михаил Георгиевич не остался равнодушным к восстановлению генеалогического древа и помог любимой бабушке в ее долгих поисках. Михаил Георгиевич на основании информации, полученной из копии карточки военнопленного, в интернете установил, что последним лагерем, где зарегистрирован его прадед значится Mo-­Stammlager XIII D, который находился в Баварии близ Нюрнберга, и обнаружил место захоронения военнопленных на Южном кладбище в братской могиле под плитой 23.

Таким образом спустя долгие­-долгие годы Альбина Михайловна смогла выехать с внуком в Германию и 17 апреля положить цветы на могилу своего отца. Альбина Михайловна принадлежит к поколению, которое сегодня называют детьми войны. Поколению людей, в судьбу которых Великая Отечественная война внесла жёсткие коррективы: кто­-то остался без родителей, кто­-то жил долгие годы в разлуке с родными, терпя невзгоды и лишения, кто-­то всю жизнь надеялся, что его родственники живы, ведь статус «пропал без вести» всегда оставляет надежду в сердце.

Альбина Михайловна Петрова по праву гордится своим отцом и считает, что и дети войны, и их потомки имеют право знать, что случилось с теми, кто добывал Победу в тяжелейшей войне, знать судьбу каждого бойца, чтобы не допустить исторической несправедливости. Как говорил великий полководец Александр Суворов, «война не закончена, пока не похоронен её последний солдат». Благодаря стараниям и мужеству нашей землячки стало известно ещё одно место захоронения русского воина.

Светлана Веретенникова



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта