Сейчас в школе Олимпийского резерва работают отделения баскетбола, волейбола, футбола, спортивной борьбы, художественной гимнастики и тхэквондо. Также в уютных помещениях размещён тренажерный зал, открыта кардиозона.
Стоит отметить, что развитию спорта во Всеволожском районе уделяют особое внимание. По итогам 2018 года, физкультурой и спортом занимаются 39 процентов жителей района. Действует более 700 спортивных сооружений (с учётом сезонных катков и дворовых площадок). В перспективе во Всеволожске запланировано возведение Ледовой арены, физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном, двух частных ФОКов, а в Сертолово – многофункционального спортивного комплекса. В Щеглово планируется строительство футбольной школы, в Рахье – футбольного стадиона.
Если говорить о школе Олимпийского резерва, то спортивное формирование берёт своё начало с 1996 года. Тогда она функционировала под руководством районного комитета по образованию. В 2010 году произошла реорганизация в форме присоединения трёх спортивных школ, которые территориально находились во Всеволожском районе (во Всеволожске, в поселке Кузьмоловском и в поселке им. Морозова) в единую Всеволожскую спортивную школу. Спустя семь лет, в 2017 году была уточнена подведомственность трех оставшихся спортивных школ, а в 2018 году ко Всеволожской спортивной школе присоединились ещё два бюджетных учреждения – спортивная школа «Норус» (Сертолово) и спортивная школа «Юниор» (Колтуши, фигурное катание). Реорганизация в форме объединения спортивных формирований стала большим шагом навстречу «олимпийскому» званию. Сейчас объединенная школа имеет двадцать одно спортивное отделение, с учётом всех спортивных отделений она насчитывает 4 500 воспитанников. Проводятся соревнования на разных спортивных площадках, таких как: Физкультурно-Оздоровительный Комплекс поселка им. Морозова, стадион и хоккейная площадка в пос. Кузьмоловский, стадион СОШ №2 во Всеволожске, в Сертолово, в Колтушах. Образовательные учреждения Всеволожского района тоже включены в спортивный процесс и вплотную работают со школой Олимпийского резерва.
С открытием нового здания на улице Приютинской и с обретением статуса школы Олимпийского резерва появились новые возможности, идеи и спортивные планы, о которых рассказал в интервью нашему изданию директор школы Максим Алёшин.
– Максим Александрович, насколько востребовано новое здание у спортсменов?
– К нам на Приютинскую приезжают ребята из разных уголков Всеволожского района. Очень востребована гимнастика, спортсменки готовы заниматься круглые сутки. Тренировки по баскетболу и волейболу проходят как в образовательных учреждениях, так и у нас на площадке. В наших стенах проходят различные соревнования, например первенство среди спортсменов нашей школы по баскетболу, художественной гимнастике, спортивной борьбе, соревнования Лиги школьного спорта Всеволожского района, товарищеские турниры, например, соревнования по тхэквондо на призы главы района, которые проходили в начале марта. Для спортсменов созданы все условия! Когда проходят соревнования Лиги школьного спорта Всеволожского района, то мы задействуем не только имеющиеся залы, но и совместно с Комитетом образования Всеволожского района проводим соревнования на базе школ. Также у нас проходят соревнования по черлидингу – групп поддержки школьных команд.
– Из-за большого количества спортивных направлений вам, наверное, приходится работать в авральном режиме?
– Я бы не сказал, ведь главное – правильно систематизировать работу. Есть Единый Календарный План (ЕКП) Министерства спорта Российской Федерации, Комитета по физической культуре и спорту Ленинградской области и отдела физической культуры и спорта администрации Всеволожского района. Это документы, по которым мы планируем свою работу. И у каждого отделения свои планы, которые в основном повторяются из года в год.
– Что даёт школа олимпийского резерва?
– Мы рассчитываем на то, что ребёнок, перешагнувший порог любого спортивного отделения, скажем, имеющейся в рамках той школы, где проходит обучение, останется в спорте и дальше. Поясню, нет верхней границы, мы поддерживаем спортсмена и после образовательной школы, когда он идёт учиться дальше. Ранее, когда мы были учреждением, подведомственным комитету образования то после окончания образовательной школы учащийся заканчивал свои занятия и в спортшколе. Сейчас, как вы видите, ситуация изменилась и у ребят есть возможность расти дальше. Существует система подготовки спортсменов, выстроена система мотивации тренеров, имеются опытные тренерские кадры, есть и молодые специалисты, поэтому это хороший старт для многих, кто связывает свою жизнь со спортом. Проходя спортивную подготовку в нашей школе на любом отделение, наши воспитанники имеют возможность попасть в сборную Ленинградской области, а некоторые смогут пройти и выше. Спортсмен будет получать свою спортивную нагрузку, участвовать в необходимых соревнованиях, работать в тренажёрном зале и летних учебно-тренировочных сборах. И это, конечно, всё совместно с отделом физической культуры и спорта Всеволожского района, с Центром Спортивной Подготовки Ленобласти, с аккредитованными областными федерациями по видам спорта. У нас на отделении тхэквондо два человека пробились в состав сборной России в 2019, в спортивном ориентировании – 15 человек. Главное отличие в том, что тхэквондо ВТФ – олимпийский вид спорта, а спортивное ориентирование – нет.
– Что приводит спортсмена к олимпийским пьедесталам?
– Ряд факторов. Это и желание, и умение, и здоровье, и хороший тренер. Конечно, необходима система подготовки спортсменов. Например, в 2011 году было открыто на базе СОШ №2 г. Всеволожска отделение академии «Зенит», где дети занимаются футболом. В неё мечтают попасть многие мальчики, там существует серьезный отбор, академия стимулирует наших тренеров, экипирует юных футболистов. Эта система работает около 8 лет. Примерно такую же систему нужно строить по каждому игровому виду спорта, нельзя просто пускать всё на самотёк. Каждому отделению надо уделять особое внимание: понимать потенциал тренерского состава, строить спортивные объекты для различных видов спорта, важно наличие инвентаря, необходимо учитывать существующие традиции.
Нужно знать, какие соревнования проводит спортивная школа, какие соревнования способен провести тот или иной тренер. Необходимо знать способности спортивного наставника, ведь тренеры разные: есть тренер, который учит азам и набирает большие группы, а есть тренер, который делает ставку на одного-двух спортсменов и уделяет им особое внимание. Руководитель спортшколы должен знать, на что готов тренер, проведёт ли он то или иное соревнование, способен ли он поладить в новой школе, сможет ли он развить талантливого ребенка. Нужно не только проводить Первенства района или области, но и традиционные турниры, чтобы знакомить и привлекать жителей района в свой вид спорта, нужно пропагандировать здоровый образ жизни и своим повседневным поведением. Каждый вид спорта, который у нас культивируется, должен показать себя. Отмечу, что это не обязательные требования, но это логично. Мы стараемся организовать всё максимально хорошо, даже есть возможность онлайн трансляций соревнований. Выездные соревнования тоже нужны, только надо понимать, чему твои воспитанники на них научатся, а не ехать на выезд ради выезда. Важно расставить акценты самому себе.
– Это олимпийское звание обязывает школу всё знать и работать на результат?
– Конечно, мы должны соответствовать званию школы Олимпийского резерва: больше половины тренеров должны иметь высшую категорию и минимум раз в четыре года по олимпийскому направлению подготовить члена сборной России. Главная же цель любой школы – сохранить количество занимающихся и мотивировать спортсменов на результат.
– Вы сказали «сохранить количество занимающихся», а если дети уходят, не хотят продолжать заниматься спортом?
– Вопрос серьезный. На это прямо указывал Председатель Российского Правительства Дмитрий Медведев в Концепции подготовки спортивного резерва, утвержденной в октябре 2018 года. По общей статистике, если семьдесят детей из ста перейдут с начальной подготовки на учебно-тренировочный этап, то на этап спортивного совершенствования (первый взрослый разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта) идёт только 5 или 6%. В чём причина, трудно сказать. У каждого своё – тут и здоровье, и учёба, и желание, и количество спортивных сооружений. А ещё это огромный труд, и далеко не каждый способен выдержать напряженный график жизни.
– У вас есть мечта?
– Конечно, есть! Мы со своими спортсменами уже можем поехать на чемпионат мира, Европы, но пока ещё не можем поехать на Олимпийские игры. Но цель поставлена, и, думаю, мы к ней обязательно придём.
Беседовала Анна Кверель