Первая учительница




5 октября традиционно отмечается День учителя. Каждый из нас, несомненно, имеет свои воспоминания о школьных годах, о товарищах и подругах, с которыми велись разговоры на всевозможные темы. Многое, конечно, позабылось, но можно с уверенностью сказать, что имя первой учительницы помнит большинство. Узнать о трудностях и радостях современной начальной школы мы решили у заслуженного учителя России, педагога начальных классов МОУ СОШ №2 Всеволожска, городского депутата Маргариты Малышевой.

– Маргарита Михайловна, сколько маленьких всеволожцев в этом году стали первоклассниками?

– В этом году в первый класс поступило рекордное количество учеников. На линейке 1 сентября собралось около 1400 детей, у нас впервые за очень долгое время есть 1«Е» класс. В некоторых классах количество детей достигает 30 человек, детям приходится учиться в 2 смены.

 

– Предусмотрено ли строительство новой школы в районе Котова поля?

– Насколько мне известно, нет. Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский высказал идею организовать школу для старшеклассников в освободившемся здании Российского государственного гуманитарного университета на Румболовской горе. Это предложение многие восприняли неоднозначно, и пока вопрос о перепрофилировании здания остаётся открытым.

 

– Учителя справляются с нагрузкой?

– В этом году у нас штат учителей укомплектован, но тем не менее учителя перегружены, особенно много времени и сил отнимает бумажная работа. Надо вести два журнала – бумажный и электронный. Некоторые дети не записывают домашнее задание, ждут, когда учитель выложит его в интернете. Я считаю, электронный вариант – для тех, кто заболел или по другой уважительной причине отсутствовал на уроке. Если ученик присутствует на уроке, он обязан записать домашнее задание в дневник. Надо принять тот факт, что главное для ребёнка – это бумажный дневник, который он должен приучиться вести сам, аккуратно записывать в него все домашние задания. Важно это и для родителей, ведь там должны быть выставлены все оценки.

 

– Справляются ли дети с программой начальной школы? Насколько она сложна?

– Сейчас у нас действует единая программа «Школа России», рассчитанная на среднего ученика, и она будет обязательной для всех государственных школ. «Школа России» – это учебно­методический комплект для 1­4 классов общеобразовательных учреждений. Это один из самых известных и востребованных учебно­методических комплектов для обучения детей в начальных классах. Попыток модернизировать образовательный процесс было сделано предостаточно. На данный момент практически ни одна из них не увенчалась успехом. Экспериментальные программы, по которым дети обучались довольно продолжительное время, не выдержали критики.

 

– Маргарита Михайловна, насколько в современной школе распространено такое явление, как буллинг (травля)?

– Буллинг не характерен для начальной школы, это проблема, которая существует, как правило, в подростковой среде. У нас другая проблема – гаджеты. Дети с ранних лет осваивают технику, родители покупают им в подарок сенсорные телефоны с выходом в интернет. Мы постоянно напоминаем родителям, чтобы они покупали детям кнопочные телефоны, иначе ученикам очень трудно собраться и настроиться на процесс обучения.

 

– Кроме повального увлечения интернетом, какие черты характера присущи современным школьникам младших классов?

– Я бы сказала, многим современным детям присуща несамостоятельность, которая мешает процессу обучения и становления личности. Дети привыкли, что всё делают за них, и ждут, когда им всё принесут «на блюде». Если их ожидания не оправдываются, появляется агрессия. Сейчас медленно набирает силу идея самоуправления: выбирается актив класса, староста и ученики сами организовывают такие мероприятия, как подготовка и проведение праздников, уборка класса, помощь отстающим и т.п. Конечно, контроль и помощь со стороны учителя никто не отменял, но необходимо, чтобы дети всё время были в движении, что­то искали, чем­то занимались, придумывали, учились принимать самостоятельные решения. Нужно больше действия. К сожалению, активных детей очень мало, и во многом в этом виноваты родители. Например, мы объявляем трудовую акцию в школе, но никто не хочет её поддерживать. Позиция родителей – заплатить. Они предлагают найти уборщицу, заплатить за работу, чтобы детей не трогали. Люди отвыкли от самостоятельных действий, мыслей, благотворительности. Я имею в виду не материальную благотворительность, а просто помощь. Люди ведь могут делиться не только финансовыми, но и физическими, умственными ресурсами, эмоциями. Большинство предпочитает решить проблему деньгами и критикует учителей за то, что их детей в школе заставляют заниматься физическим трудом. Дети слышат родительскую критику и перенимают манеру поведения.

Родители не понимают, что если не воспитывать у ребенка любовь к труду, любовь к учёбе, к людям, вреда может быть больше. Мы проводили субботник, привлекая людей с ОВЗ, и могу сказать, что люди с ограниченными возможностями здоровья активнее включаются в такие процессы, их не надо просить дважды, а многие обычные школьники предпочитают сказаться больными, чем убирать листву на школьном дворе.

 

– Маргарита Михайловна, создаётся впечатление, что современные дети не проявляют должного уважения к учителю, потому что знают, что родители всегда на стороне ребёнка, даже если он не прав. Раньше фраза «вызову родителей в школу» звучала грозно, сейчас дети не воспринимают ее всерьёз?

– Раньше профессия учителя была престижной, в годы перестройки проводилась непродуманная, мягко говоря, политика, когда обучение в школе стали воспринимать как предоставляемую услугу. Раньше учителя были на одном уровне с государственными служащими, сейчас считают, что главная наша задача – «выправить» учащемуся аттестат. От нас только требуют, а самое главное – обсуждают и осуждают при детях, причём иногда не стесняясь в выражениях. Ребёнок все это слышит, и контакт с учителем у него не складывается. У учителя нет авторитета, он не может наладить контакт с учеником. Ученик­учитель – это определенный гармоничный симбиоз, и если ребёнок не доверяет и не уважает учителя, качественное образование невозможно.

 

– Можно ли вернуть профессии учителя престижность?

– Можно, но сложно. Надо менять отношение на федеральном уровне, формировать уважительное отношение к педагогам с помощью СМИ. У нас очень любят выискивать недостатки. Они в школьной системе образования, безусловно, как и в любой другой области, есть, но нужно обращать внимание и на позитивные моменты. По центральным телеканалам в основном рассказывают про коррумпированных и равнодушных учителей, которые там недосмотрели, здесь недоучили. Крайне редко можно увидеть фильм или передачу, подобные тем, которые снимали в то далекое время, когда профессия учителя была престижной. Такие фильмы, как «Первый учитель», «Доживем до понедельника», «Сельская учительница», формировали отношение к учителю как к сильной, авторитетной личности.

 

– Маргарита Михайловна, насколько дети сейчас подготовлены к школе физически? Много ли в современной школе детей с проблемами, связанными со здоровьем?

– Немало, к сожалению. Многие дети слабо развиты физически, все по той же причине – много времени проводят за компьютером и перед телевизором в ущерб подвижным играм и прогулкам на свежем воздухе. Уроки физкультуры не спасают положения, более того, зачастую наносят вред: дети на них получают травмы. Мы даже отказались от уроков физкультуры из­за высокой травматичности, дети просто не могут выполнить элементарных упражнений.

Есть проблема и другого плана: много детей приходит в школу с нарушениями речи, им нужно уделять дополнительное внимание, им нужна помощь логопеда.

Сейчас формируется инклюзивная среда, и в школе немало детей, требующих особого подхода. В среднем в классах детей с ОВЗ не менее 10%, в некоторых классах этот процент гораздо больше. Но каким бы ни был ребёнок, какими бы физическими или умственными способностями он ни обладал, главное, чтобы он хотел работать над собой, развиваться, проявлял интерес к учёбе. А хорошего результата можно добиться, если в процессе обучения будут участвовать и педагоги, и сам ученик, и его родители.

Беседовала Светлана Веретенникова

Фото из группы vk.com/vesev.school2



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта