Сладость заслуженной победы, горечь поражения, захватывающие открытия, вдохновляющие встречи – целую палитру чувств и эмоций мы переживаем в школе. Здесь мы не только постигаем азы науки, но и, что намного важнее, учимся жить в обществе и делаем первые робкие шаги в большой мир. Сложно представить человека, не учившегося в школе. У каждого из нас есть свои собственные, сокровенные воспоминания о годах, проведённых в школьных стенах. Кто-то запомнил окружавшие его в те времена звуки и запахи, кто-то – ни с чем несравнимый трепет, когда идёшь отвечать к доске перед всем классом.
Первоклассники с волнением переступают порог школы, даже не догадываясь, какие чудеса ждут их впереди. Выпускники, сколько бы им ни было лет, с улыбкой вспоминают любимых учителей и вздрагивают при мысли о годовых контрольных работах. Школа – это не просто образовательное учреждение. Это то место, где дети становятся взрослыми. И так радостно становится на душе, когда бывшие школьники приводят к своим учителям собственных детей, тем самым показывая своё доверие и уважение к мастерству педагогов.
Но самое удивительное в школе – это её способность возвращать в прошлое. Сколько бы лет ни прошло с Последнего звонка, какие бы высоты в карьере ни были достигнуты, переступая спустя годы школьный порог, мы оказываемся в детстве. Меняются дети и учителя, меняются классы и система образования, но чувства остаются прежними. И это бесценно!
– Светлана Владимировна, вы наверняка досконально знаете историю школы?
– На строительство школы были брошены все силы, чтобы она открылась 1 сентября. Однако получилось так, что её открыли только в октябре 1965 года. К сожалению, точная дата открытия не установлена. Строительство школы проходило под руководством Павла Михайловича Борисова, ветерана войны, замечательного учителя химии. Его до сих пор вспоминают люди, учившиеся здесь. А собирала педагогический коллектив и стояла у истоков развития школы Елена Семеновна Петриашвили, ставшая впоследствии заслуженным учителем Российской Федерации, а тогда – учитель русского языка и литературы. Она была великолепным организатором, харизматичным, талантливым учителем и директором.
– Какая особенность есть у вашей школы?
– Её стабильность. Школе 55 лет, а я всего лишь третий директор. Это стабильность. Причём стабильность не в плохом смысле слова, это не стагнация.
Второй директор – Тамара Александровна Евкайкина – пришла в уже сформированный коллектив. Она узнала о существующих традициях, сохранила их и добавила новые. Когда я пришла, а я уже 11 лет работаю директором, у меня тоже появились новые идеи. Так вот, стабильность заключается в том, что мы сохраняем старые традиции и прибавляем новые. И ещё стабильность я вижу в том, что если к нам в коллектив приходят люди, проникнутые педагогическим чувством, любовью к детям, то они остаются надолго. То есть у нас есть ядро коллектива, к которому примыкают новые педагоги. Так получается развивающийся, стремящийся к результатам, переживающий за школу и любящий её коллектив.
– У вас большой коллектив?
– На сегодняшний день у нас работает 61 сотрудник. Из них 6 человек – по совместительству. В этом году в связи с юбилеем школы наградами будет отмечено большинство педагогов. Одна учительница уже получила благодарность губернатора Ленинградской области в День Ленинградской области. Ещё одна получила отличительный знак за заслуги перед Всеволожским районом в преддверии 1 сентября. Совсем скоро один из наших педагогов получит грамоту от Министерства образования Российской Федерации.
– А есть ли у вас династии среди педагогов?
– Династий пока нет, но у нас учителями начальных классов работают мать и дочь. Пока что это единственная династия, так сказать. Зато у нас есть выпускники, которые после получения высшего образования пришли работать в родную школу. Среди них заместитель директора по учебно-воспитательной работе Фефёлова Ирина Васильевна, учитель биологии Павлова Татьяна Александровна, учитель черчения Снегов Валерий Леонидович, учитель начальных классов Ревина Анна Александровна. Приятно, что люди возвращаются в свои пенаты.
Кроме того, многие выпускники приводят сюда своих детей, даже если живут в другом микрорайоне. А ещё они работают у нас в родительском совете. Мы всегда можем обратиться к ним, это наши активные помощники.
– За эти 11 лет, что вы работаете директором, сильно ли изменилась система образования?
– Кто-то сказал, что школа есть отражение жизни общества. Общество быстро развивается, не стоит на месте, и школа должна развиваться соответствующими темпами, чтобы поспевать за обществом.
Что изменилось? Во-первых, сейчас у нас необыкновенный интенсив в работе, очень большой поток информации, который необходимо перерабатывать ежедневно. Во-вторых, изменились дети. Это поколение, как говорится, родившихся со смартфонами в руках. Для них является обыденным то, что не является обыденным для некоторых учителей. И поэтому нам надо поспевать ещё и за детьми. И мне кажется, что мы справляемся с этим. Особенно если судить по тому периоду, когда было организовано дистанционное обучение. Мы прошли его достойно. Конечно, было сложно, но мы проводили уроки как положено, давали домашнее задание и учили детей. Мы выкладывали видеоролики, мы были на обратной связи, контактировали в различных мессенджерах с детьми. У нас не было обезличенной выдачи домашнего задания.
Еще изменилось то, что теперь мы должны учить детей работать с информацией. Те, кто умеет читать, выделять главное, работать с компьютером, компоновать полученную информацию – им легче. Человек должен уметь работать с информацией. Кстати сказать, когда я училась, нам преподаватель по педагогике всегда говорила: «Девочки, читаем по диагонали». То есть она учила нас владеть информацией уже тогда.
– А есть ли у вас ученики, отличившиеся на олимпиадах или каких-нибудь соревнованиях, конкурсах?
– Дети у нас замечательные, я их очень люблю. Каждый год у нас есть ученики, которые становятся победителями и призёрами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников. В прошлом году у нас Женя Иванов стал стипендиатом губернатора Ленинградской области. По медицинским показаниям он все годы учился индивидуально и после школы поступил в ИТМО. В этом году Ульяна Лаврентьева стала победителем регионального этапа олимпиады по ОБЖ. У нас есть призёры олимпиад по литературе, русскому и иностранному языкам, по биологии, по географии. Практически по всем предметам есть победители.
Наши ребята очень любят спорт. У нас есть традиционные школьные спортивные соревнования. Уже 10 лет подряд осенью мы проводим легкоатлетический кросс на кубок директора школы. У нас есть школьный спортивный клуб, и мы профилируем такое направление, как флорбол. Наши учащиеся выступают в различных соревнованиях и любят это. Мы участвуем во всех спортивных соревнованиях района и города, в областной спартакиаде.
Ребята любят и творческие конкурсы, и конкурсы социальной направленности. В прошлом году одна из наших учениц приняла участие во всероссийском форуме «Мы – гордость России». Варвара Скандовская представляла очень интересный проект, работу этнической направленности – куклы в костюмах народов Ленинградской области.
Другая ученица, Алиса Тихомирова, стала призёром на муниципальном этапе всероссийской олимпиады благодаря своему сочинению. У нас работает пресс-центр «Я и Мы» под руководством Евгении Георгиевны Нагорновой, и многие ребята прошли через него.
Практически ежегодно у нас есть медалисты. Своими достижениями они подтверждают, что мы не просто так ставим им хорошие оценки. Очень рада тому, что у нас есть выпускник, который работает в Псковском драматическом театре, – Саша Овчаренко.
– А сколько всего учащихся сейчас?
– Я всю жизнь проработала в относительно небольшой школе. Когда я пришла сюда, здесь обучалось больше тысячи человек, потому что в Романовке и Щеглово тогда не было школ, и ребятам приходилось ездить к нам. Занимались везде, не только в классах, но и в рекреациях, в актовом зале – парты стояли везде. Потом, конечно, поток стал поменьше. Небольшие школы имеют преимущество в том, что ты знаешь своих детей в лицо.
На сегодняшний день у нас учится 661 человек. Я считаю, что для школы оптимальное количество детей 600-700. Каждый год мы прирастаем на класс, то есть количество детей увеличивается. У нас учатся дети из Всеволожска, микрорайона Южного, Рахьи, Щеглово, даже с Ладожского озера приезжают.
Из 661 человека, 74 – это учащиеся заочной формы обучения. Учащиеся разных возрастов: есть те, кто пришёл после армии, после рождения детей, есть те, кто добился определённых высот, но нуждается в получении высшего образования для дальнейшей карьеры. А есть дети, которым было сложно учиться в больших классах. Здесь же у нас есть возможность создавать небольшие классы и индивидуально им помогать.
– Светлана Владимировна, а есть ли у вас какие-то мечты относительно школы?
– Самое главное, чтобы все были живы и здоровы. Конечно, хочется полной реновации: и спортзала, и кабинетов, и теплицы. Кстати, у нас на территории есть теплица, в которой мы выращиваем рассаду цветов, а потом дети и учителя высаживают растения на клумбах.
Говоря о школе, мы не могли не встретиться с теми, кто учит детей, является их проводниками в мир науки.
Ирина Васильевна Фефёлова
ходит в школу №5 уже 41 год. Сначала сама здесь училась, затем работала лаборантом, а потом осталась преподавать. Сейчас она ведёт уроки физики и астрономии и является заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Хотя, как признается Ирина Васильевна, она не думала связывать жизнь с учительством.
– Я не собиралась становиться учителем, хотела быть инженером. Но не поступила в инженерно-экономический институт. Тогда мой классный руководитель позвала меня работать сюда лаборантом. Как-то постепенно я стала проводить уроки, зачёты принимала, мне очень понравилось, и я стала педагогом.
Поздравляя школу с юбилеем, Ирина Васильевна желает, чтобы в ней не заканчивались хорошие ученики и родители, и чтобы школа никогда не закрывалась на карантин.
Александра Александровна Филиппова
работает в школе совсем недавно, преподает свои любимые предметы – историю и обществознание.
Профессию учителя выбрала потому, что любит работать с детьми и получать от них заряд эмоций. По словам молодого педагога, она возвращается с работы воодушевленная и вдохновленная. Александра Александровна ведёт уроки в пятом, восьмом, девятом, десятом и одиннадцатом классах. Об учениках и школе говорит с улыбкой на лице: «Они очень сознательные, помогают мне, относятся с уважением. Дети очень хорошие, добрые. У нас с ними произошёл контакт. И школа мне очень нравится, она маленькая, уютная, и коллектив в ней тоже очень хороший. В день рождения могу пожелать школе только всего самого лучшего».
Виноградова Елена Вячеславовна,
учитель географии школы №3
«Когда я пошла в 1 класс, была очень маленькой девочкой. В руках держала букет из гладиолусов, из-за которого меня не было видно. Первой учительницей у меня была Ларионова Лилия Михайловна, она была очень строгой, но уроки проходили интересно и познавательно.
Приходя после школы домой, я учила кукол, подражала своему учителю. Так что мой выбор будущей профессии определился уже в начальной школе. В средних классах я активно принимала участие во всех школьных мероприятиях, была членом совета дружины им. Ф.Ф. Волковского. Затем в 8 классе вступила в комсомол и была активным членом комсомольской организации. После выпускного вечера директор школы Сосновских Анна Ивановна пригласила меня работать вожатой. Уже работая, я окончила областной институт им. А.С. Пушкина, получила квалификацию учителя географии. И вот уже 31 год работаю в родной и любимой школе».
Майя Владимировна Метлицкая,
учитель математики и информатики высшей квалификационной категории МОУ «Лицей № 1» г. Всеволожска
«Я работаю в школе с 2004 года, общий педагогический стаж 20 лет. Почему для себя выбрала эту профессию? Дело в том, что я уже с 4-го класса хотела быть учителем математики. Моя мама, Валентина Тихоновна, хотела быть учителем русского и литературы, но завалила английский и не поступила, пошла в медицинский и стала уважаемым врачом, но всю жизнь жалела, что не учитель.
Что дала профессия? Всё! Это любимое дело, удовольствие каждый день, прекрасное и интересное общение, вечная молодость, постоянное интеллектуальное развитие. Моя дочка Юленька, на все это глядя, тоже захотела быть учителем математики и информатики, собирается идти по моим стопам.
Мне нравится быть причастной к успешному будущему моих выпускников, нравится их направлять, увлекать, видеть их успехи.
Люблю своих учеников, стараюсь помочь им выбрать верный путь в жизни.
Лариса Геннадьевна Першина,
учитель английского языка МОУ СОШ №3
«1 сентября 1966 года в 1б класс всеволожской школы №3 родители привели самую маленькую девочку в классе Ларису Лельпуран.
Детей встретила молодая, красивая учительница с очень добрыми глазами. Звали ее Рожновская Галина Александровна. Галина Александровна – учитель от Бога – терпеливая, спокойная, трудолюбивая сама и приучавшая трудиться нас, малышей».
Затем была октябрятская, пионерская и яркая комсомольская жизнь. Скучать было некогда. Директор школы Анна Ивановна Сосновских, с её кипучей энергией, закрутила всех в такой водоворот событий, что школа стала одной из лучших в районе.
Могу с благодарностью сказать, что всё лучшее во мне – от советской школы.
Но своя школа – самая родная, потому я здесь, учу уже детей моих учеников и внуков своих одноклассников. Начала свой 39 учебный год.
Как всегда жду только хорошего, надеюсь на своих учеников, верю, что они меня не подведут. А коллегам желаю добра, здоровья, любви! И пусть всегда паруса будут наполнены свежим ветром молодых дерзаний!
Светлана Юрьевна Пырина –
учитель русского языка и литературы Всеволожской школы № 3.
В нашей школе я работаю уже 35 лет, и каждое первое сентября для меня волнительный день. Я предана профессии и никогда не жалела, что выбрала для себя этот путь.
Школа даёт многое не только детям, но и нам, учителям. Здесь мы тоже учимся, всё время узнаем что-то новое, передаём это своим ученикам. Учителям никогда не бывает скучно, дети все разные, ищем к каждому подход, стараемся сделать уроки увлекательными.
Очень скучаем по нашим выпускникам. К счастью, многие не забывают школу, приходят проведать, а некоторые возвращаются сюда работать.
Гордость берёт за тех воспитанников, которые в жизни добились больших успехов, чувствуешь свою причастность к этому.
Каждый день я иду в школу с теплотой в душе, иду в родной дом, в свою семью, в свой любимый класс, к своим мальчишкам и девчонкам.
Я учитель! И пусть каждый учебный год начинается волнительно как в первый раз, но это мой выбор, и я этим счастлива!
Желаю моим коллегам творческого дерзновения, отличного здоровья и неиссякаемого оптимизма!