С любовью и понимаем к природе




Во Всеволожске живёт очень много людей с интересной судьбой, необычными увлечениями, разнообразными талантами и умениями. Наш город будто магнитом притягивает их. 20 лет назад жителем Всеволожска стал и Павел Глазков – известный блогер-биолог, чьи сюжеты неизменно вызывают интерес как среди всеволожцев, так и среди жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Павел не только выступает администратором социальных сетей и ведёт YouTube-канал, рассказывая о красотах нашего региона и России, но и является частым гостем телеканалов ЛенТВ 24, 78 и Санкт-Петербург. Накануне календарной весны мы поговорили с Павлом Глазковым о том, почему важно изучать окружающий мир, любить местную природу и какие чудеса природы можно встретить буквально в соседнем лесу.

 

Павел, откуда вы родом?

Я родом с Южного Урала, из Челябинской области. Мой отец был военным, и наша воинская часть находилась прямо внутри Уральского хребта. Воинская часть была построена вдоль лесного озера, красота вокруг неописуемая! Мне до сих пор снятся сны, и мыслями я постоянно на своей родине. Иногда даже езжу туда, хотя чаще раза в три года не получается. Военный городок располагался так, что налево смотришь – Уральский хребет, а направо – Уральские горы. А рядом озеро и горная речка. Я родился в военном госпитале и до 12 лет жил в воинской части. Потом отцу дали квартиру в Челябинске, и там я жил до 18 лет. В Челябинске окончил школу, а затем поступил на биологический факультет тогда ещё Ленинградского государственного университета. Сейчас он называется СПБГУ.

 

Что повлияло на вашу любовь к природе?

На меня наибольшее влияние оказала жизнь в воинской части. Все детство прошло не в песочнице (у нас их просто не было), а на скалах. У нас был небольшой дом, и буквально в 30 метрах начинался лес и горы. В пять лет я уже самостоятельно бегал на эти скалы. К нашему дому выходили лоси. Я помню, мама вешала бельё, увидела лосей и позвала отца. Я подбежал к окну и увидел, что лосиха с лосятами стоит прямо под балконом. С родителями, естественно, ходили за грибами и ягодами, отец привил мне любовь к рыбалке и охоте. Я с десяти лет ходил самостоятельно охотиться. Но в последние три года во мне какая­-то трансформация произошла, и я из охотника превратился в видеоохотника. Раньше ты видишь – глухарь сидит на току, нажал на курок, и всё закончилось. А теперь вижу птицу или зверя, нажимаю на кнопку видеокамеры, и у меня всё только начинается. Вот это принципиальная разница. И снимать животных на порядок сложнее, чем охотиться. Потому что с камерой надо и подкараулить, и поближе подойти, и желательно фильм записать.

Вы много лет посвятили науке. Чем занимались?

Я долгое время занимался такой серьёзной наукой, как медицинская генетика. Моя кандидатская диссертация посвящена наследственным заболеваниям человека. Дело в том, что генетикой человека занимаются либо врачи, либо биологи-­генетики. Причём у врачей, как правило, уровень образования по генетике чуть ниже. Они знают как лечить то или иное заболевание, но все­-таки саму генетику обычно изучают биологи-­генетики. Я учился на кафедре генетики Санкт-Петербургского государственного университета. Так получилось, что и наукой долго занимался, и за границей работал – в Голландии. У нас была совместная работа по генной терапии муковисцидоза. Муковисцидоз – это самое часто встречающееся наследственное заболевание у человека. Это очень серьёзное направление, и у голландцев как раз была выведена линия мышей с муковисцидозом. Они смоделировали заболевание, а мы разработали уникальную систему доставки генов. Голландские учёные даже не могли предположить, что такое возможно. И я к ним ездил, показывал и доказывал исследования, мы долго работали вместе.

 

Как появилась идея создать свой блог и программу «Каждой твари по паре»?

Три года назад я занялся популяризацией знаний о природе России. Стало немножко обидно за нашу природу, потому что исчезли программы о природе с телевидения. Максимум, что можно было увидеть, это какие-­то переводные фильмы о флоре и фауне других континентов. А я думаю, что наша природа более интересная и красивая. Она и роднее, ее можно ощутить, увидеть, потрогать. Я же вырос в природе, знаю её и чувствую. Я захожу в лес и обонянием чувствую лосей и кабанов, не говоря уже о том, что и слух добавляет ощущений. Так что я взял небольшую камеру и пошёл в лес снимать. И за 2 с половиной года у меня вышло 76 фильмов. Я открыл YouTube-­канал. Да, это непросто. Нужно себя и дисциплинировать, и находить средства, и время. Но на что меня хватает, то я и делаю. И я безмерно рад, что эти фильмы востребованы.

А вы независимый блогер или у вас есть поддержка и команда?

Полностью делаю всё один. В этом есть и минусы, но для меня плюсов больше. Я ни от кого не завишу, сам себя снимаю в природе. Это непросто: я и оператор, и сценарист, и режиссёр. Мне помогает Андрей Алексеев – режиссёр монтажа. Он монтирует фильмы, потому что у меня и времени не хватает, и потому что процесс сам нервный для автора. Когда я начал сам монтировать фильм, то чуть не получил психотравму. Каждую минуту фильма я пережил, я помнил, а для того, чтобы сделать фильм, требуется 1­-1,5% отснятого материала. И мне сложно выбросить лишнее. На своё счастье я нашёл человека, которому полностью доверяю. Я ему пишу сценарий, закадровый текст, а он все собирает. И меня поражает, как он, отсекая лишнее, выбирает самые яркие куски. Иногда бывает, что я корректирую, прошу добавить какой­-то особенно дорогой мне кадр, но в целом он очень быстро схватывает, что нужно сделать.

 

В конце прошлого года вы стали лауреатом премии правительства Ленинградской области в номинации «Лучший сюжет в телеэфире Ленинградской области». Расскажите об этом подробнее.

Уже полтора года мы плотно сотрудничаем с ЛенТВ 24. За год у меня набралось 45 репортажей на канале. Я решил подать заявку на правительственную премию. Причём она была приурочена к 75-­летию Победы, а у меня есть фильм, которым я особо горжусь, про трёхиглую колюшку – рыбку, которая спасла жизни жителей блокадного Ленинграда. И вот, Александр Юрьевич Дрозденко вручил мне премию правительства в сфере журналистики. Я благодарен за то, что на эту тему стали обращать внимание. И я надеюсь, что в дальнейшем мы продолжим плотно сотрудничать в этом направлении, потому что интерес у людей огромный.

 

Чем природа Ленинградской области отличается от природы других регионов нашей страны, на ваш взгляд?

Каждый регион уникален по­-своему. Наша любимая и родная Ленинградская область уникальна водоёмами: есть Финский залив – ключевое глобальное зеркало воды, Ладожское озеро, Нева и целая гидрологическая сеть озер, рек и ручьев. На нашей территории был ледник. Он всё стер с лица земли, полностью переформатировал геологию, почвенный состав. И после ухода ледника (примерно 10 тысяч лет назад) начала формироваться фауна и флора – с нуля, под воздействием совокупности Ладоги, Финского залива и уникального климата. Благодаря этому у нас есть много уникальных растительных сообществ, животных, рыб. Например, на Ладоге водится ладожская кольчатая нерпа – животное-­эндемик, то есть обитающее только на определённой территории и больше нигде.

У нас есть Красная книга Ленинградской области. Красная книга – это не всегда плохо. Не все виды могут быть многочисленными. Есть виды, которые обитают на небольшой территории Ленинградской области. Так как их очень мало, места их обитания скорее всего автоматически попадают в разряд особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – заказники, заповедники, памятники природы и национальные парки. На территории Ленинградской области 53 ООПТ, 7% региона находится под охраной государства. Но мы стремимся увеличить эту площадь. Изначально ООПТ выделяют по наличию редких растений, животных, уникальности геологии, почв. Кстати, на территории Ленинградской области есть Красная книга почв, куда внесено около 200 видов почв, которых нет нигде в мире.

Бывают ли курьёзные случаи на съемках?

Да, их масса. Например, я снимал нерест налима на Ладоге. Нерест начинается в декабре и, как правило, это происходит подо льдом. Когда я приехал в бухту Глубокое, льда ещё не было. Я понимал, что со дня на день налим должен приплыть на нерест. В одну ночь приезжаю – лед только встал. Я тихонечко захожу на него, он хоть и тонкий, но держит меня, фонариком свечу и подо льдом вижу налимов, а мне их не снять из­-за льда.

Опасный момент был в позапрошлом году. Я приехал на Ладогу, по тростниковой зоне прошёл метров 400 с камерой, треногой, в забродниках. Отснял материал, стемнело. Чувствую, что температура резко упала, холодно стало. И слышу шипение, хотя ветра нет. Я фонарём свечу, и у меня на глазах на воде начался ледостав. А опасность в чем? Воды по пояс на протяжении 400 метров, лёд по полсантиметра-­сантиметру, но ледышки острые, как нож. Я его стал коленом ломать, потому что понимал, если сапог прорежу, то окажусь в ледяной воде.

В прошлом году снимал видео, установил свет, треногу, и вдруг поднялся ветерок. И я вижу, что тренога падает в воду. Я ее ловлю, а тут камера падает (она у меня всего одна). И всё это происходит пока я по пояс в воде.

 

Бывало ли так, что после съёмок у вас менялось представление о каком-­то животном?

Я с детства боялся змей до ужаса. Особенно гадюк. Пока в районе Коккорево не снял три фильма про них. И я понял, насколько они безобидные и неагрессивные. Даже когда я подводил камеру к морде гадюки и снимал, видел, что ей не хочется нападать, она просто отворачивалась. Она понимала, что перед ней стоит такая громадина, что она яд­-то впрыснет, но не убьет. А на синтез яда уходит очень много энергии. Так, снимая фильмы, наблюдал за поведением гадюк и понял, что они совсем неагрессивные. Они кусают, только защищая себя: либо ты наступил на неё, либо еще как-то спровоцировал.

 

А опасные моменты с животными во время съёмок бывают?

Я ещё снимаю сюжеты о животных Крыма. И в прошлом году я подвергся нападению желтобрюхого полоза. Вот это было неприятно. Причём я его не трогал, просто шёл утром на съёмку. И вдруг поднимается такой толстый шланг на метр от земли, молча. Хорошо, я его боковым зрением увидел. А у полоза очень острые зубы. Он, хоть и не ядовитый, но, если укусит, будет очень больно, будет много крови и еще заразу может занести в ранку. И вот он поднялся, пасть открыл и прыгнул – полоз очень далеко прыгает, метра на 2-­3. Хорошо, что я его увидел. Увернулся. Полоз упал на моё место, повторно встаёт в стойку и снова прыгает. Он на меня три раза нападал, и я как заяц прыгал. Когда в очередной раз отпрыгнул, то подумал, что камера-­то у меня в чехле, надо достать и снять, когда полоз снова прыгнет – для дела пригодится. А полоз понял, что я его испугался и уполз.

Что вам больше всего нравится в лесах Всеволожского района?

Ответ на этот и похожий вопрос, кого больше всего нравится снимать, для меня прост: «Всё!» Я поймал себя на мысли, что, снимая сюжет о любом животном, даже о крысе или пауке, ты в него влюбляешься сходу. Столько интересной информации можно найти о любом животном. У каждого животного уникальные анатомические способности, уникальнейшее брачное поведение (моё любимое направление в науке о поведении). Любое животное бесконечно интересное, и моя задача – трансформировать знания о нём, вместить в 5­-7 минут видеоролика и донести до зрителей, чтобы заинтересовать их. Когда я начинаю писать сценарий, его приходится сжимать, а это непросто. Тут на помощь мне приходит жена, за что ей огромное спасибо. Она помогает мне со сценарием, прочитывает его как зритель и подсказывает, что можно убрать. Самое главное – рассказать интересные факты, чтобы заинтересовать зрителей и побудить людей узнать о животном ещё больше.

 

Вы говорите, что весна уже началась, несмотря на то что на календаре ещё февраль. А каковы первые признаки надвигающейся весны в природе нашего региона, после какого явления можно смело говорить, что весна наступила?

Первое, что очевидно всем, – это прибавление светового дня. Весна ощущается ещё и по запаху. Вроде и минус 10, а пахнет по­-другому. Запахи меняются, когда природа начинает оживать. Неспроста на Руси 12 февраля отмечался Васильев день, или Звериный свадебник. Считалось, что в этот день все животные начинают готовиться к продолжению рода. И, действительно, в середине февраля начинается гон у лисиц, у волков, вороны уже свили гнезда и вот­-вот начнут откладывать яйца, совы тоже активно ищут дупла и формируют гнёзда. Пение птиц изменилось: воробьи, синицы активно щебечут. Перелётные птицы уже летят в нашу сторону, возвращаются на родину.

 

Расскажите о самых интересных природных явлениях, которые вы встречали в лесах Всеволожского района в последнее время?

Я снимаю не только животных, но и интересные природные явления. Есть грибы, которые с осени выросли, а резкий мороз ударил и как будто заморозил их в морозильной камере. В этом году я нашёл лисички в декабре. Причём они оказались очень вкусными. Мы с сыном выкопали их из-­под снега, принесли домой и приготовили. Есть грибы, которые растут даже зимой, если погода тёплая. Например, рыжие вешенки. Они не часто, но встречаются. Я сам был поражён недавно. Выпал снег, я иду по лесу, и вижу – на деревьях будто яркие оранжевые фонари вешенки. Они съедобные, но мне было жалко их срывать.

Не менее интересные явления были сняты во Всеволожском районе около деревни Лепсари, около Пробы. Была тёплая осень, а затем резкое похолодание. И я нашёл ледяные волосы. Я о них слышал, но специально не искал. Потрясающее природное явление: в самой древесине живёт гриб, который её разлагает, и при резком похолодании влага из древесины вытягивается в виде волос.

Ледяные цветы были на льду, но я не успел их захватить на Ладоге. В прошлом году мне попались ледяные кольца. Когда я снимал налима, то смог увидеть зарождение этих ледяных кругов. Когда понижается температура, прямо под водой кристаллизуются сгустки, за счет ветра они начинают двигаться и обрастать льдом.

Так что я снимаю не только животных, но и интересные природные явления. А весной, обычно много интересного. Природа просыпается, глаз радуется, когда видишь, как всё меняется вокруг. Меняются и люди, становятся добрее и чаще улыбаются. Желаю всем быть в гармонии с окружающим миром и прежде всего с самим собой.

Беседовала Анастасия Максимова



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта