САЛЮТ ПОБЕДЫ




«…И в ночи январской беззвездной, Сам дивясь небывалой судьбе, Возвращенный из смертной бездны, Ленинград салютует себе». Анна Ахматова

С момента выхода немецких войск к Шлиссельбургу началась блокада Ленинграда. Ставка Верховного ГК неоднократно принимала меры к деблокаде города. Так, в конце 1941 года и в течение 1942 года советскими войсками было проведено несколько наступательных операций, в которых изматывались и обескровливались основные силы противника. Однако разорвать вражеское кольцо и освободить Ленинград не удалось.

Используя благоприятную обстановку, сложившуюся на фронтах в конце 1942 г. и начале 1943 г., войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали оборону противника и отбросили его от южного побережья Ладожского озера на расстояние до 10 км. В полосе прорыва в тяжелейших условиях, под обстрелами и бомбовыми ударами военными железнодорожниками и спецформированиями НКПС за 18 дней была построена железная дорога, которая была названа Дорогой Победы. За время её существования с 7 февраля 1943 г. по 13 мая 1944 г. по этой дороге было перевезено 4 млн 442 тыс. тонн грузов (в основном продовольствие).

После прорыва блокады в Ленинграде вновь стали работать десятки заводов, производивших оружие для фронта. И хотя блокада была прорвана, фашисты ещё стояли в непосредственной близости от города. Они были в ярости от своего поражения и всячески старались отомстить. После январских боёв гитлеровцы усилили обстрел городских кварталов. Только за 1943 год на ленинградские улицы упало 68 тыс. снарядов (каждый день почти 200 штук, а были дни, когда их было много больше). По указанию Верховного ГК войсками Ленинградского фронта непрерывно велась подготовка к полному снятию блокады и очищению Ленинградской области от немецко-­фашистских захватчиков. Железнодорожные войска также принимали непосредственное участие в обеспечении перегруппировки и сосредоточения войск фронта на главных направлениях для нанесения решительного удара.

В июне 1943 года Военный Совет Ленинградского фронта возложил на 9­-ю железнодорожную бригаду строительство автодорожного моста через р. Неву в районе Шлиссельбурга для пропуска тяжёлых танков, так как существующие в этом районе понтонные мосты имели недостаточную грузоподъёмность. На побережье Финского залива, у поселка Лисий нос, был построен пирс длиной более 300 метров, позволяющий кораблям Балтийского флота подходить под погрузку техники, материальных средств и войск, переправляемых на Ораниенбаумский плацдарм.

Строительство пирса, как и перевозка войск, боевой техники, осуществлялось в весьма сложных условиях ледостава, в непосредственной близости от берегов, занятых противником, в зоне постоянного огня его артиллерии. Самоотверженность и героизм воинов-­железнодорожников и моряков Балтийского флота способствовали скрытному и организованному сосредоточению 2-­й ударной армии на Приморском плацдарме.

И вот наступил долгожданный час. Утром 14 января 1944 года грохот артиллерийской канонады возвестил о начале наступления. В 9 часов 35 минут более 1700 орудий и минометов открыли огонь по врагу. В 10 часов 40 минут три стрелковых дивизии с танковым полком перешли в атаку. В первый же день боя передовая позиция главной обороны врага была прорвана.

15 января в 9 часов 30 минут 2300 орудий и минометов обрушили тысячи снарядов и мин на 17-­километровый участок обороны противника на Пулковских высотах. В 11 часов дивизии 42-­й армии перешли в атаку. К исходу дня и на этом участке оборона противника была сломлена. 27 января 1944 года в итоге 12-дневных боёв войска Ленинградского фронта, прорвав сильно укреплённую, глубоко эшелонированную долговременную оборону немецко-­фашистских войск, кичливо названную фашистами «Северным валом», стремительно развивая наступление, освободили более 770 населённых пунктов, отбросив противника от Ленинграда на 65­-100 километров. В итоге боёв город полностью был освобождён от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника.

27 января Военный Совет Ленинградского фронта издал приказ, обращённый к войскам и жителям города, ко всем, кто его защищал. «Граждане Ленинградцы! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой. Преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы», – говорилось в приказе.

Вечером весь город, все – от мала до велика – вышли на улицу смотреть салют.

Это был единственный случай за весь период Великой Оте­чественной войны, когда сам фронт давал салют в честь одержанных им побед. В 20 часов грянул первый залп из 324 орудий. Грохочущее эхо прокатилось над улицами и площадями, над величественными зданиями города, в который никогда не ступала и не ступит нога чужеземного завоевателя. Высоко взвились ракеты, разукрасив вечернее небо тысячами разноцветных огней, осветив шпиль Адмиралтейства, купол Исаакия, громады дворцов, набережные, мосты на Неве. Яркие лучи прожекторов скрестились в облаках. Ленинградцы, собравшиеся на улицах, площадях, набережных Невы, ещё недавно подвергавшихся артиллерийскому обстрелу, радостно приветствовали освободителей – воинов Ленинградского фронта. Один за другим гремели 24 исторических залпа. Били орудия, установленные на Марсовом поле, на берегах Невы, била артиллерия кораблей Краснознаменной Балтики. И каждый раз тысячеголосое "ура" ленинградцев сливалось с грохотом орудий в единый торжественный салют. Величественное феерическое зрелище было видно далеко за Ленинградом, отблески его видели славные воины Ленинградского фронта.

Девятьсот дней ленинградцы терпели невыносимые муки, совершали нечеловеческий труд и не склонили головы перед врагом. Пришёл великий день. Для ленинградцев он был самым верным предвестником грядущей полной Победы.

С праздником вас,

дорогие земляки!

В. С. Бобиков, ветеран ВОВ, полковник в отставке



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта