Шины – в переработку!




6 февраля рабочая группа по переходу Ленобласти на новую систему обращения с ТКО провела выездное заседание, на котором совместно со специалистами и общественными активистами обсудила проблемы утилизации шин на территории 47­-го региона и изучила опыт Всеволожского муниципального района. Модератором дискуссии выступила председатель комиссии по АПК, сельским территориям, природопользованию и экологии Общественной палаты Вероника Тарбаева.

В ноябре 2019 года в нашем регионе стартовала мусорная реформа. Как и любое новшество, красивая и стройная теория на практике выявляет коллизии закона.

В числе проблем, стоящих перед муниципальными властями, – сбор и утилизация шин. Дело в том, что по новому закону отработанные автомобильные покрышки не относятся к бытовому мусору. Понятно, что большое количество владельцев машин не знает, куда выбросить свои колеса. Многие шиномонтажные мастерские оказывают услуги по утилизации, по которой автовладелец за определённую плату оставляет резину после замены. А вот что происходит дальше? В лучшем случае её отвозят на переработку или в специальные приёмники, в худшем – она попадает на общие свалки или в леса.

Один из докладчиков, заместитель председателя МОО «Мусора. Больше. Нет.» Петр Левин рассказал об инструменте РОП (Расширенная ответственность производителей). По нему производители автошин отчисляют средства за будущую утилизацию отходов, которые будут образованы в результате использования населением их продукции. По мнению Петра Евгеньевича, средств, полученных в рамках РОП, достаточно, чтобы бесплатно принимать и частично компенсировать перевозчикам сбор использованных шин.

Однако система РОП начала работать два года назад и распространяется на покрышки, произведённые в этот период, а потому сразу встаёт вопрос, как быть с теми отходами, которые образовались из ранее произведённых шин, пришедших в негодность лишь сейчас, теми, которые годами валялись на незаконных свалках или в лесу. Ответ на этот вопрос специалисты дают один – их тоже необходимо бесплатно принимать у населения и волонтёров и утилизировать.

Кстати, мероприятие неслучайно провели во Всеволожском районе. Многие жители Всеволожска знают, что у нас в городе на улице Евграфова организована площадка по сбору покрышек для их дальнейшей переработки.

О нашем опыте участникам выездного заседания рассказал начальник управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства Всеволожской администрации Роман Панфилов. Прежде всего он отметил, что собирать использованные покрышки на контейнерной площадке, которая находится в зоне регионального оператора, не получится, необходимо создавать отдельные площадки. Так, район выделил под эти цели территорию, оплачивает её охрану и содержание, финансирует и погрузку, заблаговременно население было проинформировано через СМИ и социальные сети о создании площадки, и после этого начался сбор. В качестве переработчика шин выбрано предприятие ООО «Премио Крамб», находящееся в соседнем Кировском районе Ленинградской области. Всего за один квартал на площадку поступило 1,5 тысячи кубометров покрышек от юридических лиц и населения.

На вопрос члена Общественной палаты, председателя экологического совета при губернаторе Ленинградской области Юрия Шевчука о том, что производится из утилизированных шин, и насколько востребована эта продукция, ответил глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский. Оказалось, что продукт переработки – резиновая крошка. Это востребованный материал, который применяется в самих муниципальных образованиях для отсыпки покрытий стадионов и детских площадок, а Всеволожский район закупает крошку по специальной, можно сказать, социальной цене. При этом потребность района в резиновой крошке составляет 30­-35 тонн в год, рассказывает Андрей Александрович.

Глава администрации также отметил, что введение в строй накопительной площадки не стало панацеей от покрышек, брошенных на обочинах и контейнерных площадках, ведь Всеволожский район, как и вся Ленинградская область, – транзитная территория, и отследить историю появления брошенных шин практически невозможно. Решать проблему предлагается цивилизованно, например, выбрать переработчика, за счёт федеральных субсидий помочь ему расширить производство, закупить оборудование, а затем приобретать ту же резиновую крошку по льготной цене. Это предложение вызвало у участников заседания дискуссию о том, насколько будет востребована такая продукция, не окажутся ли увеличившиеся объемы крошки чрезмерными для нашего региона. Однако Андрей Низовский заверил: снижение себестоимости за счёт субсидий приведёт к росту востребованности. Между тем использование резинового покрытия, хотя и вызывает зачастую настороженность у населения, доказало свою эффективность: травматизм на спортивных и детских площадках снизился. Это оценили и сами дети Всеволожского района, которые на базе районного медиацентра сняли увлекательный ролик о переработке автопокрышек.

Идею субсидирования шинопереработки поддержал член Общественной палаты Сергей Худяев, отметивший, что региону, возможно, нужна целевая программа по поддержке и развитию шиноперерабочиков. Представитель самой компании-­переработчика Елена Ефименко рассказала о партнёрстве «Премио Крамба» с ЭкоШинСоюзом и другими поставщиками изношенных шин, отметив, что в прошлом году предприятие приняло 10 тысяч тонн покрышек при входящей мощности около 20 тысяч тонн. При этом по приблизительным расчётам за год город и область производят до 60 тысяч тонн отходов этой категории. Опыт Всеволожского района заинтересовал собравшихся настолько, что от некоторых из них прозвучали предложения о возможном сотрудничестве в организации накопительных площадок.

В завершении дискуссии участники встречи посетили площадку по приему шин во Всеволожске.

 

Алла Вейс,

по материалам

Общественной палаты ЛО



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта