Суд присяжных




Присяжные заседатели – это институт судебной власти, позволяющий наряду с профессиональными судьями обычным гражданам выступить в роли творцов правосудия. Суд присяжных – это судебные процессы, на которых судебное решение принимается не профессиональными юристами, а «коллегией граждан­-неюристов, сформированной методом случайного выбора».

Но сначала – немного истории. Суд присяжных в Российской империи был весьма распространенным явлением. Он был предложен императору Александру I известным реформатором Сперанским М. М., но введен был только через 60 лет, при императоре Александре II во время судебной реформы 1864 года. В 1866 году в Москве состоялся первый судебный процесс с участием присяжных, вел процесс известный русский юрист Д. С. Синеоков-­Андриевский. В те годы Россия лидировала в Европе по количеству судебных процессов с участием присяжных. Известный юрист Ф. Кони утверждал в 1880 году, что в России проходит подобных процессов в 3 раза больше, чем во Франции, и в 4 раза больше, чем в Австрии. Суды присяжных были влиятельным институтом русской жизни. В те годы решения суда присяжных влияли на российские законы (например, процесс против бастовавших рабочих Морозовской фабрики). Вердикт, вынесенный присяжными, часто обсуждала вся страна. Достаточно вспомнить оправдание Веры Засулич. Но в 1917 году пришла новая власть, и суды присяжных были отменены. Вновь восстановлены суды присяжных были в 1993 году (в Саратове в декабре 1993 года прошел первый процесс с участием коллегии присяжных). В 2014 году президент России В. В. Путин предложил расширить компетенцию суда присяжных до районных судов. Согласно принятым в 2018 году поправкам, коллегии присяжных отныне работают в судах первой инстанции: районных и гарнизонных военных судах. Сегодня суд присяжных в России не пользуется популярностью прошлых лет. В 2017 году в России рассмотрено 224 дела с участием присяжных. Как вы понимаете, через профессиональные суды проходит в 1000 раз больше дел.

Коллегия присяжных в районном суде состоит из 6 человек, в законе детально прописан порядок отбора кандидатов в присяжные заседатели. Среди требований, например: возраст старше 25 лет, отсутствие постановки на учет у психиатра и нарколога, отсутствие судимости и т.д. Списки таких граждан формируют органы власти каждые 4 года, кандидаты отбираются методом случайного отбора. Предложить могут каждому, кто подходит под данное определение. Суд присяжных рассматривает дела, связанные с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, по которым в виде наказания не может быть назначена смертная казнь или пожизненное лишение свободы. В список таких дел входят уголовные дела в отношении лиц, к которым могут применяться наиболее суровые наказания, при обвинении их в квалифицированном убийстве (ч. 2 ст. 105 УК РФ), привлечение тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Суд присяжных может назначаться по ходатайству обвиняемого, и рассматривается судом первой инстанции в составе судьи районного суда и коллегии из шести присяжных заседателей.

«Во Всеволожском суде на сегодняшний день не слушалось ни одного дела с участием коллегии присяжных. По Санкт­-Петербургу не скажу, не имею статистики. А в Ленинградской области подобных дел было проведено всего несколько», – пояснил заместитель Всеволожского городского прокурора, советник юстиции Виталий Сабуров. – Суд присяжных в России сейчас не популярен по очень простой причине. Люди не идут в присяжные заседатели. Не хотят или боятся. На первое судебное заседание во Всеволожском районе явился лишь один кандидат из 200 приглашенных. Граждане ищут любую возможность, чтобы отказаться. Многие ссылаются на занятость, еще больше – по религиозным соображениям (проверить это невозможно). Гражданская сознательность у наших людей сейчас не в моде, им глубоко безразлично. А участие в суде присяжных – это, между прочим, наш гражданский долг, почетная обязанность каждого гражданина России, которая прописана в Законе «О присяжных заседателях».

Государство пытается мотивировать граждан участвовать в коллегии присяжных. Например, гражданские заседатели получают за свою работу вознаграждение из федерального бюджета в размере 50% от должностного оклада судьи (на время участия в судебном процессе), им компенсируются транспортные расходы, на период выполнения обязанностей присяжному заседателю предоставляется выходной, за ним сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, трудовой стаж не прерывается в течение всего периода рассмотрения уголовного дела. На присяжных распространяются гарантии неприкосновенности и независимости судей. Но на наших людей все эти преференции не действует. Они используют любой мотив для отказа от участия в судебном процессе в качестве присяжных. «Мы не можем длительное время собрать коллегию присяжных. Не можем провести судебный процесс. В результате правосудие не свершается», – говорит Виталий Владимирович.

Как рассказывают наблюдатели, судебный процесс с участием присяжных – это своеобразный театр. Преступник рыдает, давит на жалость и сострадание. Прокурор же строит свою речь на вещественных доказательствах. В конце концов побеждает тот, кто посеет зерно сомнения в умах присяжных. По мнению представителей закона, на присяжных, которые не являются юристами, действует эмоциональный фактор, редко – логические доводы обвинения. «Присяжные, к сожалению, часто необъективно подходят к информации, получаемой на судебных слушаниях. Решения зачастую выносятся исходя из субъективных и эмоциональных факторов. Россия – это не Америка, где суд присяжных действует уже 200 лет. Сегодня прокурор, участвующий в суде присяжных, должен быть не только хорошим юристом, но и обладать актёрским мастерством. Именно актёрские данные играют очень важную роль, и преступники этим пользуются, манипулируя присяжными. Адвокаты, зная всё это, выходят с предложением к своим подзащитным подать ходатайство об участии в процессе коллегии присяжных. И в некоторых процессах происходит следующее: преступник, который должен получить пожизненное заключение, в результате решения присяжных получает 3 года или вообще выходит на свободу. И это грустная история», – резюмирует Виталий Владимирович.

В последнее время одна из самых неприятных задач государственного обвинителя в таких процессах – борьба со стереотипами о работниках правоохранительных органов, их моральных качествах и методах работы. Негативный образ сотрудника полиции, прокурора годами создавался в России отдельными СМИ, кинофильмами и сериалами, в связи с чем у некоторых присяжных заседателей возникает негативнее предубеждение относительно таких доказательств, как признательные показания подсудимого на стадии следствия, от которых последний в суде отказался («оказали давление»), обнаруженное и изъятое полицией при виновном лице орудие либо предмет преступления («подбросили») и т.д.

С другой стороны, присяжные из книг знают, что на месте преступления в обязательном порядке должны остаться следы пальцев рук. Однако эксперты обнаруживают их на самом деле лишь в 10% случаев. А отсутствие подобного доказательства в арсенале обвинения сразу может бросить тень на его убедительность в глазах коллегии.

В итоге труд обвинителя в суде присяжных оказывается далеко не таким простым. Впрочем, в надзорном органе надеются, что в районных судах Ленобласти вскоре будут блистать свои судебные ораторы, а правосознание граждан и доверие к судебной системе благодаря большой вовлечённости в процесс правосудия будут только расти.

Олег Карзов



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта