У художника нет предпочтений места: его вдохновляют то леса и парки Ленинградской области, то просторы Руси, то готические замки Германии, то горы или поросшие тропической растительностью скалы. Много композиций и натюрмортов с цветами, изысканной посудой. Есть и философские работы, ставшие результатом размышлений на темы любви, глубины человеческой жизни. Отдельная серия – это иконопись.
Станислав родился в далекой Караганде. Он не помнит, когда начал рисовать, потому шутит, что появился на свет с карандашом в руках. Очень любил изображать лошадей, рыбок, цветочки. Большой удачей было достать в те годы цветные карандаши. А в пятом классе его приняли в художественный кружок, которым руководил талантливый художник, педагог Виталий Михайлович Селантьев. Студия была одной из лучших в городе, занимала несколько помещений, а гипсовые отливки для этюдных набросков заказывали из Академии Художеств Ленинграда. Станислав помнит и голову Аполлона, и статую Венеры Милосской... В мастерской было сделано всё, чтобы дать юношам классическое художественное образование.
Много часов проводили ученики на пленере, писали этюды. Порой делали это в суровые морозы, когда масло густело, а руки леденели на холоде…
Сразу после школы Станислав устраивается в местный кинотеатр рисовать киноафиши. Тогда это называлось – сюжетная реклама. Представляете себе, для каждого фильма художник рисует новый уникальный плакат!
Потом будет работа художником-оформителем на Кирпичном заводе. Нет, наш герой не расписывал кирпичи. Дело в том, что на советских предприятиях важное значение придавали наглядной агитации, и плакаты, схемы, листовки – все это оформлял штатный художник. Профессия вообще была очень востребована во времена отсутствия компьютерных макетов и вала типографской продукции. В связи с этим вспоминается фильм «Золотой телёнок» и речной круиз Остапа Бендера с Кисой, отправившихся с миссией рисовать агитационные плакаты для лотереи.
В отличие от псевдохудожников Станислав Богдан профессионально и мастерски справлялся со своей работой. Правда, долгое время он не имел диплома, лишь в 1990 году он окончил Московскую Художественную Академию, в которой за три года освоил шестилетний курс обучения.
По иронии судьбы, «корочка об образовании», которую раньше спрашивали у живописца, в смутные годы перестройки уже была никому не нужна, свои картины мог продавать кто угодно и кому угодно. Наступило время рынка и коммерсантов – эпоха, к которой художник до сих пор не адаптировался. Действительно, в одном человеке с трудом можно совместить мастерство написания картины с чистого холста и навыки маркетинга и продаж. Вообще испокон века этим занимались разные люди, часто меценаты. Они устраивали салоны, галереи, печатали каталоги, выкупали картины у художников, давали им заказы. Лишь единицы мастеров кисти совмещают в себе талант творца и коммерсанта.
Это к вопросу о том, что сотни великолепных работ не нашли своего владельца и ждут своего часа в мастерской художника. Был в жизни Станислава интересный период, когда он активно сотрудничал с книгоиздателями и проиллюстрировал около 20 книг русской и зарубежной фантастики.
Автор работает и в стиле графики. Более 10 лет создавал серию из 52 листов, отрисованных чёрной пастой. Сейчас этот труд находится в одной из частных галерей Германии. Вообще Германия сыграла большую роль в жизни художника – там долгое время проживал его отец, сегодня родные сестры живут в этой стране. Естественно, Станислав не раз бывал в гостях у родных, привозил свои картины, писал и там. Много полотен удалось продать именно в Германии, в этой стране высоко ценят русскую и советскую школу живописи.
Когда художник впервые попал за границу, конечно, первым делом отправился в художественный маркет, с той поры прошёл не один десяток лет, а он до сих пор помнит шок от изобилия красок, кистей, лаков. Тогда в СССР было крайне сложно достать материалы. В наши дни выбор есть, но на небольшую пенсию особенно не распокупаешься. Сейчас Станислав Богдан пишет благодаря посылкам от сестёр, которые регулярно пополняют его арсенал.
Хочется пожелать художнику сил, вдохновения и возможностей писать и творить. Чтобы его подлинные картины, а не заокеанские штампованные постеры, украшали нашу жизнь.
Алла Вейс (фото автора)