Героиня нашего повествования родилась в Крыму. Родители Гали северяне, но жаркий непривычный климат не шёл на пользу детям. Семья приняла решение перебраться поближе к исторической родине – в СанктПетербург. Здесь 16летняя Галя получила техническое образование и после распределения попала на завод «Русский дизель», где долгие годы проработала токарем!
В начале девяностых Галина с мужем и детьми переезжает во Всеволожск, где в промышленном районе Кирпичный завод открылся филиал её предприятия, а семье выделили служебную квартиру. Спустя годы завод закрылся, и Галина Ивановна задумалась о кардинальной смене деятельности.
С ниткой и иголкой она была знакома с детства, а когда пять лет назад ей предложили стать костюмером во Всеволожском ДК, она с радостью включилась в новый процесс.
В течение месяца перенимала опыт у собирающейся на пенсию сотрудницы. Сначала было трудно, всё в новинку. Но волшебный мир театра быстро затянул новоиспечённого костюмера в атмосферу творчества, заставил окунуться с головой в таинственный мир закулисья.
– Галина Ивановна, расскажите, сколько костюмов хранится в ваших кладовых. Кому выпадает честь примерить на себя новые образы?
– Сегодня у нас около 200 театральных, танцевальных, концертных и карнавальных костюмовобразов. За пять лет, с момента моего прихода, коллекция увеличилась минимум на треть.
«Одеваются» у нас ансамбль «Крупеничка», детский коллектив «Веретёнце», танцевальный коллектив Дует. Богатая и обширная коллекция – у театральной студии «Отражение» и народного театра.
Естественно, в нашем арсенале есть парадные наряды для ведущих и конферансье. Есть новогодняя подборка: целых пять комплектов для Деда Мороза со Снегурочкой, два костюма Снеговика, Пингвин, Баба Яга – всех и не перечислишь.
Целый арсенал необычных костюмов остался после постановки «Алисы в Стране чудес»: и Чеширский Кот, и Мартовский Заяц, и Шахматные Королевы.
– Если говорить именно о театральных постановках, как происходит создание костюмов, для каких спектаклей шили специальные коллекции?
– Наши замечательные режиссёрыпостановщики народного театра Ирина Анатольевна Троицкая и Александр Иванович Маркин сначала сами придумывают сценические образы. Они смотрят образцы того или иного исторического периода, изучают первоисточники. Дальше проходит некий коллегиальный совет. За эти годы я наработала большой опыт, знаю всех артистов, их фактуру, цвет волос и глаз. Надо ведь не только попасть во временной период, но и подать артиста в выигрышном свете. Здесь много деталей и хитростей. После таких совещаний мы уже передаём детальное описание в ателье. Мы сотрудничаем как с местными портными, так и с городской фабрикой «Труд».
Коллекция действительно шьётся на всю постановку, а не компонуется из разных костюмов. Из интересных работ могу отметить создание гардеробов для героев спектаклей «Цена любви» и «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому, «Женитьба» по Чехову, много коллекций для постановок по Достоевскому.
Кстати, некоторые старинные платья и обувь нам приносят в дар. Все это дополняет и расширяет нашу и без того богатую коллекцию.
Я часто бываю во многих театрах СанктПетербурга. Смотрю постановки для удовольствия и, конечно, для расширения профессионального кругозора. Совершенно точно скажу, что наши костюмы на хорошем уровне, ничем не уступают созданным для профессиональной сцены. А ведь у нас театр любительский, это простые горожане, наши с вами земляки. И играют они тоже великолепно. Это люди, для которых актёрство и перевоплощение – призвание. Да, они не получили классического театрального образования, все трудятся в совершенно разных сферах, но это и даёт такие фантастические результаты. Когда ты чтото делаешь потому, что тебе это нравится, а не потому, что это работа, за которую платят зарплату.
Раз уж речь зашла о наших актёрах, хочу их поблагодарить за необыкновенно бережное отношение к костюмам и реквизиту. Некоторым платьям уже по сорок лет, но они в прекрасном состоянии, с годами приобрели нужную «винтажность».
– Как вам удаётся поддерживать такую сохранность?
– Содержание реквизита в идеальном состоянии – одна из моих главных задач. Все костюмы висят по разделам и видам, многие – в специальных чехлах. Все своевременно чистится, стирается, отпаривается. Иногда нужен мелкий ремонт, если чтото можно подшить и отреставрировать вручную, то это делаю я, если требуется машинная отсрочка – отдаём в ателье.
У нас нет какогото аврала. Я всегда знаю заранее, когда будет спектакль или концерт, кому, что и к какому времени подготовить. За годы работы весь коллектив дружно и слаженно функционирует, все очень талантливы. Я не перестаю удивляться, что попала работать в такое душевное место.
– Было время, когда на культуру у нас в стране не хватало финансирования, как с этим сейчас обстоит дело?
– Если говорить о моей «тряпичной епархии», я не чувствую недостатка в чемлибо. Нужны костюмы – и нам выделяют средства. Поддерживают и город, и район. Очень помогают депутаты из своих фондов, депутаты законодательного собрания области.
Например, дамский полный исторический костюм может стоить от 18 000 до 25 000 рублей, на джентльмена – в среднем 2022 тысячи.
– Галина Ивановна, что вы пожелали бы нашим читателям?
– Приходите на наши спектакли и концерты, записывайтесь в студии. Большинство занятий у нас бесплатные. Не бойтесь менять чтото в жизни, я очень счастлива, что обрела новую профессию, пока есть силы, я хочу продолжать работать театральным костюмером, ведь искусство, театр, творчество – это пища для нашей души!
Беседовала Алла Вейс, Фото автора