Торпедоносцы на станции Всеволожская




Каждый год в январе особенно обостряется память о войне… До сих пор незабываемые даты прорыва блокады Ленинграда и полного снятия блокады. Для нас, всеволожцев, проживающих вдоль Дороги жизни и с детства осознающих причастность к великой и трагической истории города и района, эти страницы истории взяты не просто из школьных учебников – это истории из семейных архивов, рассказов родственников, соседей, однополчан, приезжавших в послевоенные годы на станцию Всеволожская.

Ещё в конце 90­х и начале 2000­го годов можно было встретиться с героями Великой Отечественной войны, на груди которых сверкала Звезда Героя Советского Союза. Мне посчастливилось познакомиться с Александром Ивановичем Разгониным, одним из немногих уцелевших лётчиков­бомбардировщиков, смертников первого минно­торпедного полка, судьба которого оказалась очень трагичной.

13 января состоялись пятые краеведческие чтения, организованные Всеволожским историко­краеведческим объединением «Русское наследие», посвящённые истории военных лётчиков, базировавшихся на аэродроме Углово с 1941 по 1945 годы. С тех пор как истребитель Як­9 выполнил последнее боевое задание, взлетев с аэродрома Углово, прошло 73 года, но вопросы о том, сколько полков базировалось на аэродроме и кто из лётчиков проживал в Доме отдыха ленинградских пекарей, до сих пор не изучены до конца. Доклад известного историка Тимофеева Л. В. «Факты и вымыслы о «Домике Героев» и новой концепции будущей экспозиции музея Авиаторов» является тому красноречивым подтверждением. Лев Валентинович рассказал о первых публикациях на эту тему в газетах «Невская заря», «Красная звезда», «Смена», о большой исследовательской работе в шестидесятые годы прошлого столетия, о своих личных встречах с лётчиками­героями и попытках создать первый краеведческий музей. По мнению Тимофеева Л. В., история о 43 героях, пребывавших в Доме отдыха пекарей – не что иное как мифологизация военной истории, основу которой заложил известный писатель исторической и документальной прозы Григорий Ильич Мирошниченко, у которого уже в 1943 году в осаждённом Ленинграде вышла книга «Гвардии полковник Преображенский». Всю войну до последнего дня полковой комиссар Мирошниченко Г. И. работал заместителем начальника оперативной группы писателей при военном совете Балтийского флота, являлся начальником литературного отдела в газете «Краснознаменный Балтийский флот». Готовя к изданию книгу «Ветер Балтики» о балтийских лётчиках и их боевых друзьях – моряках, техниках, инженерах и, в первую очередь, о героях 1­го гвардейского бомбардировочного минно­торпедного авиаполка, Мирошниченко Г. И. опубликовал в газете «Смена» в 1963–1964 г.г. материалы под названием «Домик во Всеволожской», в которых впервые ленинградцы узнали эту историю. В то же время в газете «Страж Балтики» появляется объёмный материал «Рассказ о 43­х балтийских лётчиках­богатырях» и письмо в редакцию, подписанное Мирошниченко Г. И., следующего содержания: «Уважаемые товарищи! Вашу просьбу написать для флотской газеты о 43­х богатырях Героях Советского Союза, живших в домике на Всеволожской, с удовольствием выполню. Всех этих людей я знал лично, жил с ними во время блокады Ленинграда. Это действительно редчайший случай, когда под одной крышей вместе находились в короткие перерывы между боями 43 балтийских лётчика». После этого заявления в 1965 году в районной газете «Невская заря» появились многочисленные публикации под названием «Домик на Всеволожской». С тех пор ни у кого не возникало сомнения, что это не литературный вымысел, а исторический факт.

«На меня эти публикации произвели огромное впечатление, и я со студентами Всеволожского сельскохозяйственного техникума стал изучать военную историю, – продолжал делиться своими воспоминаниями Тимофеев Л. В., – в 1964 году познакомился с командиром 26 гвардейского истребительного авиаполка Мациевичем Василием Антоновичем, который рассказал, что в этом Доме отдыха с самого начала войны и до её окончания проживали лётчики­истребители 26 и 27 гвардейских истребительных полков противовоздушной обороны. Эти полки осуществляли прикрытие наземных войск и Ленинграда с воздуха, штурмовали укрепления и войска противника. С сентября 1941 года полк был пополнен лучшими лётчиками 7­го авиакорпуса ПВО и действовал как полк ночных истребителей. Именно в том полку воевали Герои Советского Союза Севастьянов А. Т. и Оскаленко Д. Е., именами которых названы улицы во Всеволожском районе. Так я познакомился со многими лётчиками и стал собирать экспонаты для будущего музея. В первую очередь обратился к Мирошниченко Г. И. с просьбой предоставить мне список 43 Героев Советского Союза 1­го гвардейского минно­торпедного авиационного полка, проживавших на станции Всеволожская, на что получил решительный отказ. Григорий Ильич назвал мне всего несколько фамилий героев этого полка, в том числе Преображенского Е. Н., Хохлова П. И., Гречишникова В. А., Плоткина М. Н. и Бунимовича Ю. Э. Это дало мне повод, как историку, усомниться в достоверности публикуемых им фактов, и я продолжил поиски. Через некоторое время познакомился с Можаевым Николаем Павловичем, командиром 27 гвардейского истребительного авиаполка, который рассказал о том, как они проживали в Доме отдыха на Всеволожской и приютили у себя лётчиков 1­го минно­торпедного, которые перебазировались в Углово».

Готовясь к Краеведческим чтениям и прослушав захватывающие воспоминания Тимофеева Л. В., я на много дней погрузилась в изучение военной истории, связанной с «Домиком 43 героев». Так назвал Дом отдыха пекарей писатель Мирошниченко Г. И., и под таким названием последние 30 лет пропагандировала этот дом Ратникова М. С., рассказывая о том, как с аэродрома Углово вылетали самолёты бомбить Берлин. После прочтения огромного объёма исторической, документальной литературы и мемуаров, изучения множества военных документов мне удалось выяснить, что из аэродрома Углово самолёты никогда не вылетали на Берлин. Этот факт является вымыслом. По имеющимся у меня данным, 68 экипажей 1­го МТАП базировались на аэродромах Беззаботное, Клопицы, Копорье под Ленинградом. С 1 августа 1941 г. группа самолётов из 15 дальних бомбардировщиков была перебазирована с аэродрома Беззаботное на аэродром Кагул на остров Эзель Моонзундского архипелага для выполнения спецзадания Верховного командования. Экипажи для этой авиагруппы отбирались как из 1­го МТАП, так и из 57­го БАП. 7 августа 1941 г. группа из 10 дальних бомбардировщиков 1­го МТАП под командованием полковника Преображенского Е.Н. совершила первый налёт на Берлин. Совместно с экипажами 1­го МТАП налёты на Берлин выполняла авиагруппа дальней авиации под командованием майора Щелкунова, базирующаяся на аэродроме «Астэ» на острове Эзель. В начале сентября особой авиагруппой (84 самолёта) было выполнено 9 налётов на Германию. Так как оперативная обстановка в Прибалтике резко ухудшилась, 28 августа пал Таллин, и острова Моонзундского архипелага оказались в глубоком немецком тылу, снабжение авиагруппы морским путём стало невозможным. После этого командование авиации ВМФ приняло решение о прекращении операции и перебазировании оставшихся самолётов в Новгородскую область на аэродром Новинки. За время боевых операций 1­й МТАП потерял 17 самолётов и 8 экипажей (около 30 лётчиков). Звание Героя Советского Союза было присвоено 4 лётчикам полка: Преображенскому Е. Н., Ефремову А. Я., Плоткину М. Н., Гречишникову В. А. и штурману П. И. Хохлову. В конце августа 1941 г. 1­й МТАП перебазировался на аэродром Новинки и Богослово в Новгородской области. Аэродром Углово использовался в то время как оперативный.

23 марта 1942 г. 3­я эскадрилья полка пятью экипажами перебазировалась на аэродром Углово, а 1­я эскадрилья продолжила формирование и обучение на аэродроме Новинки. К 1 апреля 1942 г. 1­й гвардейский МТАП располагал шестью ДБ­3 в Углово и четырьмя — в Новинках. Кроме того, в полку имелось 5 самолётов СБ и один Ар­2, базирующихся на аэродроме Гражданка в самом Ленинграде. 22 апреля 1942 1­я эскадрилья, завершив обучение, перебазировалась на аэродром Углово, а на аэродроме Новинки была сформирована новая учебная группа. В конце мая 1942 в полку имелось: десять ДБ­3 (8 экипажей) и Ил­4 — на аэродроме Углово, шестнадцать ДБ­3 (шестнадцать экипажей) и Ил­4 — на аэродроме Новинки, 5 самолётов СБ — на аэродроме Гражданка. До конца весны 1942 г. полк был разделён на две части, каждая из которых действовала в составе самостоятельной авиационной группы — Ленинградской и Волховской.

Это даёт основание сделать вывод, что с конца августа 1941 г. на аэродроме Углово и соответственно в Доме отдыха пекарей появилось несколько эскадрилий 1­й МТАП, в составе которых было 4 Героя Советского Союза – Гречишников Василий Алексеевич, Ефремов Андрей Яковлевич, Преображенский Евгений Николаевич, Хохлов Пётр Ильич. В 1942 году звание Героя Советского Союза получил только Челноков Николай Васильевич. В 1943 году звание Героя Советского Союза было присвоено одному лётчику – Балебину В. А. Соответственно, легенда о 43 героях, проживавших в Доме отдыха пекарей на станции Всеволожская, – это вымысел. Если учитывать, что в 1­й МТАБ на конец войны было 33 Героя Советского Союза, двадцати четырём из которых звание было присвоено в 1944 – 1945 г.г., то эти легендарные лётчики никак не могли проживать на станции Всеволожская.

22 февраля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение задач командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда 1­й гвардейский МТАП был награждён орденом Красного Знамени. В марте 1944 г. полк вернулся к ведению боевых действий на Балтийском море и перебазировался на аэродром Клопицы.

Скоро во Всеволожске откроется музей Авиаторов, который будет посвящён лётчикам, защищавшим подступы к Ленинграду во время Великой Отечественной войны. Мы очень надеемся, что экспозиция музея будет посвящена не только героям 1­ого гвардейского МТАП, но и лётчикам 26, 27, 14 гвардейских истребительных полков ПВО, инженерам и техникам 49 батальона аэродромного обслуживания, которые внесли не меньший вклад в великую победу.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!

 

И.Н. Гуреева­Дорошенко, председатель правления

Всеволожского историко­краеведческого объединения «Русское наследие»

Статья печатается с сокращениями.



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта