Про основные требования и практику применения законов рассказал руководитель юридической службы Ассоциации «Выбор потребителя» Владимир Алексеевич Лебедев.
Докладчик коснулся вопросов порядка проведения и контроля над экспертизой товаров; установленных сроков обмена и возврата; определения размеров неустойки и компенсации морального вреда. Отдельный блок выступления был посвящён методике сбора доказательной базы и досудебного взаимодействия между продавцом и покупателем.
Участники круглого стола активно включились в дискуссию, задавали вопросы на примере реальных ситуаций.
Более подробно о тонкостях экспертизы товаров лёгкой промышленности доложила руководитель Фонда «Центр независимой потребительской экспертизы», консультант Ассоциации «Выбор потребителя» Инна Вадимовна Радаева.
Эксперт раскрыла основные «тонкие» моменты: на что надо обращать внимание производителю и продавцу товаров. Докладчик отметила, что предприниматели имеют право участвовать в разработке новых технических регламентов производства.
Инна Вадимовна подчеркнула, что усилия экспертов и юристов имеют положительную динамику по количеству обращений, урегулированных в досудебном порядке, – с 62% в 2012 году до 86% в 2018 году.
Спикером блока, посвящённого технически сложным товарам, была заместитель директора Фонда «Центр независимой потребительской экспертизы» Алла Алексеевна Сироткина. Этот раздел рассматривался в большей степени со стороны потребителя, т.к. касался приобретения некачественной бытовой техники, мебели, компьютеров и мобильных телефонов.
Как не допустить ошибок при покупке, принять участие в экспертизе и добиться возврата денег, – эта тема диалога, оказалась актуальной для гостей семинара.
Представитель Роспотребнадзора разъяснила участникам способы взаимодействия с контролирующими органами.
Насущные вопросы в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства осветила руководитель отдела строительно-технической экспертизы Ирина Анатольевна Дячкина. Она рассказала о способах взаимодействия с управляющей компанией, о документальной фиксации и составлении актов, о сроках устранения тех или иных аварийных ситуаций. Ирина Анатольевна отметила важность знания прав граждан и терминологии, разграничения зон ответственности в многоквартирных домах.
Прошедшая трехчасовая встреча, конечно, не могла вместить в себя все аспекты закона «О защите прав потребителей», но, несомненно, помогла сориентировать в ключевых вопросах и возможных путях их решения.
В качестве закрепления полученных знаний все участники дискуссии получили материалы: пакет регламентирующей и нормативной документации по ЖКХ с перечнем основных законов и постановлений; перечни и памятки по товарам лёгкой промышленности, технически сложным товарам; регламент установления сезонности; а также пресс-релиз на тему «Потребители в цифровом мире: тренды, риски и новые возможности».
Алла Вейс
(фото автора)