Заслуга учителя




Звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным учителям за личные заслуги в педагогической деятельности, в выявлении индивидуальных способностей учащихся и в подготовке победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад. Недавно этого высокого звания удостоилась учительница географии всеволожской школы №2 Елена Князева, интервью с которой мы предлагаем вашему вниманию.

Елена Петровна, о профессии учителя Вы мечтали с детства, или жизненный выбор был сделан в более зрелом возрасте?

С детства. Я всегда хотела быть учительницей. Я родилась в Ленинграде, в семье военного и учительницы, так что любовь к профессии у меня наследственная. Школу окончила в Эстонии, затем поступила в Ленинградский педагогический институт имени Герцена и окончила его по специальности учитель географии и биологии. Общий педагогический стаж у меня почти 40 лет, из них учителем географии я проработала 36 лет. Преподавала в разных школах – в Петродворце, городах Латвии, в Риге, Таллинне и других. Так как муж был военным, приходилось переезжать с место на место. С 1 сентября 1997 года я работаю во 2­й школе Всеволожска учителем географии.

Кроме этого, все 36 лет работы в школе я была и классным руководителем. Сейчас у меня есть мой любимый 9 «б», хороший сильный математический класс.

 

Изменились ли дети за 40­летний период вашего преподавания?

Наверное, дети остались такими же: есть более успешные и те, у которых что­то не получается. Есть талантливые дети, есть ленивые, все очень разные, поэтому трудно дать обобщающую характеристику.

Я думаю, изменилось отношение детей к учёбе. Они хотят быстрого ответа, не хотят думать, прикладывать усилия, хотят нажать на кнопку и получить результат, не задумываясь над тем, что результат может быть неправильным. Большинство тестов, методических пособий и задачников с ответами выложены в интернете, и дети их с лёгкостью находят. Могут скачать реферат из интернета с ошибками, даже не проверив информацию. Если на контрольной оставить телефоны, тут же в интернете найдут и спишут. Я иногда в тесте переставляю ответы, и некоторые ученики ставят ответы, списанные из интернета, не подумав и не проверив.

 

Это так называемое клиповое мышление характерно сейчас не только для школьников, но и для многих взрослых, но если реальность такова, что мышление у людей изменилось, возможно, школа не соответствует современным реалиям и в системе образования нужно что­то менять?

В школе многое изменилось: появились новые программы, интерактивные уроки, используются современные технические средства, но нельзя отучать детей мыслить, нельзя просто воспроизводить информацию, её надо осмыслить, проанализировать.

Детей нужно учить прежде всего думать, причём с самого раннего возраста. Здесь многое зависит от родителей, от их умения привить интерес к получению новых знаний. Школьники, которые относятся добросовестно к учёбе, как правило, имеют налаженный контакт с родителями, большинство из которых контролируют детей только в начальной школе: помогают делать уроки, проверяют домашнее задание. Затем родители начиная с 5 класса считают, что «можно вздохнуть спокойно» и перестают уделять интеллектуальному развитию ребёнка достаточно внимания. Ребёнок уходит из­под родительского контроля и из отличника может превратиться в троечника.

 

Что бы Вы изменили в современной школе, если бы имели такую возможность?

Уменьшила количество бумаг, которые учителям приходится заполнять. Не нужно накладывать на учителя лишнюю нагрузку вне его компетенции, например, делать методические разработки. Кроме этого, ввела бы единую школьную программу по всей России и по единому учебнику. Причём учебник должен быть не простым и не сложным. Если учебник предоставляет очень простой материал, детям становится неинтересно, сложный учебник усиливает и без того непростую нагрузку, и школьники жалуются на перегруженность.

Хотелось бы, чтобы в классах было меньшее количество учащихся, это повысит качество преподавания. Было бы неплохо ввести больше практических занятий.

Есть ещё одна проблема, которую я постаралась бы решить. Иногда на экзаменах всплывает вопрос, который мы не рассматривали на уроках, и если раньше такой ситуации не могло произойти, все вопросы на экзаменах были строго согласованы с объёмом пройденного материала, то сейчас такая ситуация возможна.

Раньше была определённая программа и прикладывался географический минимум названий. Сейчас его убрали, и в каждом учебнике приводятся свои примеры и свои названия, поэтому школьнику на экзамене может попасться вопрос, который он не изучал.

Правда, географию сдают редко, этот предмет, по непонятной мне причине, не сдают даже при поступлении на географический факультет Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и в Санкт­Петербургский горный университет. Уровень знаний по географии у школьников довольно низкий, хотя в последнее время предпринимаются попытки изменить ситуацию: стали писать географические диктанты, чтобы хоть как­то повысить уровень географической грамотности.

 

Рискну предположить, что Вы любите путешествовать. Какие страны произвели на Вас наиболее яркое впечатление?

Да, не было ни одного отпуска, чтобы я куда­нибудь не поехала. Еще со студенческой поры мы с друзьями путешествовали по России – от Ленинграда до Владивостока и обратно на поезде. Я очень люблю города «Золотого кольца России», горы Северного Кавказа. Люблю нашу родную природу Ленинградской области.

На меня произвели неизгладимое впечатление путешествия в пустыню Сахара, по глубинке Испании, я вообще люблю ездить вне избитых туристических маршрутов, страну нужно видеть «изнутри». Мне как географу очень интересен момент взлёта самолета, когда видишь «живую» карту: вот расчерченные, как по линейке, европейские поля, вот Апеннинский полуостров, похожий на сапог, а вот бескрайние российские просторы.

 

Елена Петровна, чтобы получить звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», достаточно ли просто хорошо преподавать свой предмет или нужно что­то еще?

Сложно сказать. Наверное, надо любить свою работу, ведь эта любовь отражается в результатах твоих воспитанников. Если дети достигают каких­то успехов, в этом есть и заслуга педагога. Важно не только хорошо преподать свой предмет, но и сплотить коллектив, привить детям бережное отношение к природе.

Мы ездили в Финляндию по обмену опытом, и нам показали страну, если можно так выразиться, «глазами географа». Нас много водили по местам, которые обустроены с большой любовью. Природа Финляндии похожа на природу Карелии, с первого взгляда нет особых отличий, но они есть: везде установлены таблички, проложены дорожки, оборудованы места для отдыха, ты постоянно ощущаешь заботу.

В последнее время я замечаю, что у ребят появилось патриотическое настроение, они стали более бережно относиться к окружающей среде. У нас долгое время не было частной собственности, и люди разучились брать на себя ответственность за окружающее пространство. А в той же Финляндии, например, если у тебя стоит дом на улице, то ты должен содержать и свой дом в чистоте, и всю улицу. У нас такое отношение ответственное, хозяйское только формируется.

 

Каким Вы видите будущее российской школы?

Думаю, большая часть школ останется верна классическому варианту преподавания. Конечно, в школах будет обновляться техническая база, возможно, появится более гибкая система оценки знаний.

Я считаю, 5­балльная система себя изжила, от неё нужно уходить. Я до 1994 года работала в Риге в русской школе, и уже тогда там перешли на 10­балльную систему, которая больше отражает способности ученика. Например, если школьнику поставят в аттестате 2­3 балла по какому­либо предмету, выпускник не имеет права поступать в высшее учебное заведение, пересдать на более высокую оценку можно через год. 9 и 10 баллов выставляются крайне редко, если ученик проявил обширные знания по данному предмету. Наша «пятёрка» может быть и «крепкой», и «слабой», и школьник, у которого стоит «пять» по предмету, не обязательно знает его великолепно, а если ученику поставили 10 баллов – это значит, что он практически идеально знает предмет. По 10­балльной системе можно лучше видеть способности ученика и соответственно помочь ему сделать правильный профессиональный жизненный выбор.

Сейчас появляется некоторая гибкость, например, ЕГЭ по математике разделён на два отдельных экзамена: базовый уровень и профильный уровень. Каждый выпускник вправе выбрать желаемый вариант. Если гуманитарию не нужна математика, он может сдать базовый экзамен, то есть в последнее время в школе предпринимаются попытки более тонкого подхода к обучению и оценке знаний учащихся, и, думаю, школа будет меняться в этом направлении.

Беседовала

Светлана Веретенникова



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта