Битва за остров Сухо




В этом году в календаре праздничных дней и памятных дат Ленинградской области появилась новая дата: 22 октября – День разгрома немецкой флотилии на Ладожском озере в сражении за остров Сухо.

Сражение за этот крошечный остров было ожесточенным, но жизненно необходимым. Дело в том, что он располагался на водной трассе «Дороги жизни», и потерять Сухо означало потерять возможность доставлять в осажденный Ленинград, а также для группировки Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота и отдельной Приморской группировки, которая защищала Ораниенбаумский плацдарм, продовольствие, боеприпасы и живую силу. «Вне всяких сомнений, это героическое событие должно быть включено в календарь памятных дат Ленинградской области. Результаты архивных исследований последних лет, касающихся этого события, будут также использоваться в просветительской работе среди школьников Ленинградской области и гостей региона, приезжающих в Новую Ладогу, где в годы Великой Отечественной войны находился штаб Ладожской военной флотилии», – отметил заместитель Председателя Правительства Ленинградской области, председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой.

В память об этом событии во многих образовательных и культурных учреждениях проходят памятные мероприятия, на которых ленинградцам рассказывают об этом сражении и героизме советских моряков.

Всеволожская межпоселенческая библиотека также не осталась в стороне. 22 октября в 12.00 в библиотечном пространстве на ул. Александровской, 80 состоится краеведческая встреча «Подвиг моряков на острове Сухо». Гостям мероприятия расскажут о том, как проходила битва за остров и какое стратегическое значение имела победа над немецкой флотилией. А для тех, кто не сможет быть на встрече, мы предлагаем познакомиться с историей той памятной битвы на страницах нашей газеты.

Остров как он есть

Сухо – это искусственный насыпной остров на юго-­востоке Ладожского озера. Остров совсем небольшой, 60х90 м, и имеет форму неправильной подковы. Интересно, что его появление связывают с Петром I. Согласно легенде царь, проходя через Волховскую губу на своем яле, сел на мель и воскликнул: «Так здесь же сухо!» (по другой версии: «Пусть здесь будет сухо!»). После этого он велел основать на открытой им отмели остров. Проходящие мимо суда оставляли в ряжах камни и валуны, благодаря чему и появился островок в форме подковы.

В 1825-­1826 годах на острове был построен первый маяк, а в 1834 году вокруг него появилось специальное укрепление, которое защищало маяк от повреждений льдами. В 1850-­х годах с подветренной стороны была устроена бухта, чтобы судам было удобнее причаливать и подвозить к маяку материалы. В конце сентября 1885 года работники маячной команды показали свою отвагу и спасли из холодных вод Ладожского озера команду и пассажиров парохода «Александр Свирский», который потерпел аварию. В феврале того же года деревянный маяк сгорел, а новый, сделанный из камня, заработал в 1891 году. Тогда же были обновлены ряжевое ограждение и бухта.

В годы Великой Отечественной войны на Сухо располагался небольшой гарнизон, защищавший водную трассу «Дороги жизни», в советские времена на острове жили и работали сотрудники метеослужбы.

А сейчас это место, которое хранит память о героической победе советских моряков над армией противника.

Обороняя Ленинград

В годы Великой Отечественной войны остров Сухо был важным опорным пунктом. Он располагался на пути движения советских конвоев и контролировал значительный район южной части Ладожского озера. Остров также прикрывал подходы к Волховской губе, порту Новой Ладоги и водную трассу «Дороги жизни». Также для защиты «Дороги жизни» была сформирована Ладожская военная флотилия, защиту с воздуха обеспечивала истребительская и штурмовая авиация флота, а также авиация Ленинградского и Волховского фронтов. Над Ладожским озером постоянно происходили воздушные бои, которые становились особенно ожесточенными, когда по «Дороге жизни» передвигались конвои.

До весны 1942 года главной проблемой Ладожской флотилии была авиация противника. Однако затем финны и немцы перебросили на Ладогу несколько своих катеров и минных заградителей. Так в городе Лахденпохья появилась база вражеской флотилии. Летом сюда доставили четыре итальянских торпедных катера и 15 немецких десантных барж типа «Зибель». Вооружение баржи было внушительным: три 88-­мм орудия, два скорострельных 20­-мм зенитных автомата, 37-­мм пушка и два 20-мм автомата. Из тринадцати боевых паромов ПВО 7 были тяжелыми и 6 легкими.

В связи с участившимся появлением вражеских катеров поблизости с маяком на острове Сухо было решено усилить оборону острова. С конца 1941 года в дозоре постоянно находились 2-­3 корабля, которые держали непрерывную радиосвязь со штабом флотилии и гарнизоном острова. Также на Сухо был оборудован наблюдательский пост, радиостанция, установлены 3­-орудийная батарея 100-­мм пушек и несколько пулеметов. В гарнизон состояли по разным оценкам от 70 до 98 моряков, которые пришли с кораблей и из морской пехоты Балтийского флота. Планировалось и дальше укреплять оборону острова, однако сделать это не успели. Командующий Ладожской флотилией Виктор Чероков писал: «Не успели установить проволочные заграждения ни на берегу, ни в воде, подходы к острову и урезы берега не были минированы, не хватило времени, чтобы построить капониры для личного оружия <…> Надо было одновременно со строительством батареи форсировать инженерное оборудование острова. Если бы были построены капониры, надёжные укрытия, заграждения, вражескому десанту было бы куда труднее высадиться на остров».

Операция «Бразиль»

В конце лета 1942 года Адольф Гитлер велел отрезать Ленинград от Ладожского озера. Наступление было назначено на середину сентября, однако упреждающее наступление Ленинградского и Волховского фронтов сорвало его. Фюрер был в ярости и приказал перерезать «Дорогу жизни». Тогда была разработана операция «Бразиль».

Ключевым моментом операции был захват острова Сухо, который находился на пути следования советских кораблей с грузами между портами Новая Ладога и Осиновец по трассе, которая связывала Ленинград с внешним миром. Занятно, что операция «Бразиль» стала третьей попыткой захватить Сухо. Во время первых двух попыток штормы и туманы не позволили врагу приблизиться к острову.

В рамках операции планировалось задействовать почти все имевшиеся в наличии плавсредства, большие людские резервы и авиацию. Также многие современные историки полагают, что операция «Бразиль» была своего рода психической атакой на советскую армию. Предполагалось, что операция должна продемонстрировать непреодолимую мощь немцев, деморализовать советских моряков и заставить осторожных финнов принимать более активное участие в боях на Ладоге.

Враг рассчитывал, что за счет внезапной высадки десанта и с помощью артиллерийского огня сопротивление гарнизона на острове Сухо будет подавлено, а сам остров станет немецким форпостом в южной части Ладоги. Если бы план сработал, то немецкая армия смогла бы контролировать всю деятельность Ладожской флотилии, нарушить транспортные коммуникации в районе Волховской губы и разорвать связь блокадного Ленинграда с Большой землей. Ради такого противник готов был сражаться отчаянно, не считаясь с потерями.

22 октября 1942 года

Утро 22 октября 1942 года выдалось по-­осеннему хмурым, сырым и холодным. Над водами Ладоги стлались низкие тучи, накрапывал мелкий дождь со снегом. Было тихо и туманно.

Командир батареи и комендант острова старший лейтенант Иван Гусев около семи утра вышел к берегу бухты, чтобы умыться. Гарнизон готовился к завтраку. Внезапно сигнальщики заметили на горизонте суда, которые быстро приближались к острову. Караван состоял из нескольких десятков быстроходных катеров и десантных барж. Внезапно в нескольких метрах от берега разорвался снаряд. Вражеская флотилия взяла остров в полукольцо и открыла мощный артиллерийско-­пулеметный огонь.

Звуки рынды на острове оповестили гарнизон о боевой тревоге. Иван Гусев распорядился передать в штаб Ладожской флотилии, что противник напал на Сухо. Позднее старший лейтенант вспоминал: «От разрывов вражеских снарядов и выстрелов наших орудий остров содрогался. Два высоких деревянных столба, поддерживавших антенну батарейной радиостанции, были сметены огнем в первые же минуты боя. Невольно мелькнула мысль: «Успели ли радисты передать в штаб флотилии донесение о нападении противника на остров?»

К сожалению, опасения коменданта острова оправдались – радисты не успели передать донесение, гарнизон остался без связи. А тем временем к вражеским судам присоединилась авиация, самолеты принялись осыпать градом пуль и снарядов остров сверху.

Спасение пришло внезапно – из-­за мыса показались дозорный тральщик «ТЩ­-100» и сторожевой катер МО­-171, которые и доложили о нападении врага в штаб Ладожской военной флотилии и с близкой дистанции стали расстреливать катера немцев.

Несмотря на то, что уже в самом начале боя были подбиты три десантные баржи, уничтожен десантный катер и повреждено два десантных судна, защитникам острова Сухо приходилось нелегко. На острове горело все, что могло гореть, были разрушены командный пункт и дальномерный пост, многие бойцы были убиты или ранены. Сам старший лейтенант Иван Гусев получил несколько ранений, но продолжал руководить боем.

Все силы Ладожской военной флотилии, находившиеся в тот час в Новой Ладоге, были подняты по тревоге и вышли в море. Вместе с этим к острову была направлена советская авиация Балтийского флота и Ленинградского фронта. Авиаторы совершили порядка 200 боевых вылетов, нанесли последовательно 12 ударов по кораблям и десанту врага. Были сбиты 14 самолетов противника. На помощь гарнизону также пришли сторожевые катера и канонерские лодки «Вира» и «Селемджа».

Однако, несмотря на ожесточенное сопротивление, немцам удалось высадить на остров от 50 до 70 солдат. Завязался жесточайший бой. Гарнизон острова Сухо сдерживал натиск вражеской армии не только огнем орудий и пулеметов, но и в рукопашном бою. Это был критический момент битвы. О нем Иван Гусев написал в донесении так: «Идет сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Побили много фашистов…».

Бой был неравным. Гарнизон был окружен, изранен и вымотан, но не сломлен. Люди боролись за свой рубеж, за Ленинград, за водную трассу и «Дорогу жизни». Они боролись за победу и свободу. И враг отступил. Под натиском советской флотилии и авиации немцы бросали оружие и раненых и в панике возвращались к своим судам. Большинство из них нашли свой конец в водах Ладоги, так и не добравшись до кораблей. А тех, кто успел ускользнуть, еще много часов преследовали силы Ладожской флотилии и авиации.

Комендант острова старший лейтенант Иван Гусев за оборону острова Сухо был награжден орденом Ленина, награды получили и все остальные участники этого боя.

Итоги сражения

Для немецкой армии разгром на острове Сухо стал уроком, который достался им очень высокой ценой. Сухо стал несокрушимым бастионом Ленинградской обороны, а его защитники прославились как отважные герои. Битва за остров стала также завершающим этапом ожесточенной борьбы за «Дорогу жизни». Все меры, предпринимаемые врагом для победы, не принесли ожидаемого результата. Советский флот закрепил за собой господство в водах Ладожского озера и обеспечил бесперебойное движение грузов по «Дороге жизни». А 22 октября 1942 года навсегда вошло в историю Великой Отечественной войны.



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта