Буддистические ноты в творчестве Николая Гумилёва




В рамках выставки «Буддистские встречи» в музее­усадьбе «Приютино» состоялась лекция­презентация на тему «Буддистические ноты в творчестве Николая Гумилёва, услышанные с помощью полотен Николая Рериха». Мероприятие проходило в сопровождении музыкального ансамбля «Рокот гор», позволяющем подчеркнуть тонкое восприятие столь сложного материала.

  Тема лекции, которую любезно согласился прочитать Владимир Леонидович Мельников, заместитель директора по научной работе Санкт­Петербургского государственного Музея­института семьи Рерихов, выбрана неслучайно ­ 2016 год во Всеволожске проходит под эгидой памяти Николая Гумилёва. Поклонники таланта прекрасного русского поэта в этот вечер имели возможность открыть для себя новые, можно сказать, «экзотические» грани талантливой гумилёвской поэзии. Вообще понятие «экзотика» очень гармонично вписывается в творчество Николая Гумилёва, который побывал во многих странах мира и впитал в себя культуру и традиции разных народов. Не чужда его творениям и буддистская тематика. Буддистические ноты хоть и не ярки у Гумилёва, но тихозвонными колокольчиками звучат в его творчестве: это и упоминание о некоем «вестнике», и «огнём увенчанные люди», и смерть в образе дракона, и цветущие сады, и «воины духа», и многое другое. Конечно, эти яркие образы можно трактовать и с помощью христианской символики, тема лекции является скорее возможным исследованием и не претендует на бесспорную истинность, но она помогает понять духовные искания Николая Гумилёва, характерные для многих творческих людей того времени.  


  Яркие, подчас мистические полотна Николая Рериха органично сочетаются с тонкой поэзией Николая Гумилёва, как будто выявляя некий смысл и усиливая восточный колорит стихотворных произведений. Поэт и художник не просто жили в одно время, они были близки по духу. Творчество Рериха было очень близко Гумилёву. Его первая опубликованная проза, вышедшая в свет в 1907 году, была посвящена именно этому художнику: «Рерих – вот высшая степень современного русского искусства…Не принимая современную Россию за нечто самоценное, законченное, он обращается к тому времени, когда она ещё создавалась, ищет влияний скандинавских, византийских и индийских; но всех – преображённых в русской душе».  
  Индия с не меньшей силой приковывала к себе поэтическое воображение и самого Гумилёва. Достаточно вспомнить сюрреалистические, почти пророческие строки из «Заблудившегося трамвая»: 

«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»

  Для Николая Гумилёва его путь – возвращение на духовную родину, которую он всю жизнь искал.
Тема, предложенная вниманию публики, была рассчитана не столько на понимание, сколько на чувственно­эмоциональное восприятие, при котором задействованы все органы чувств. Присутствующие получили уникальную возможность под звуки читаемых нараспев мантр, слушая прекрасную поэзию Николая Гумилёва, визуально усиленную полотнами Рериха, погрузиться в состояние, близкое к медитации, которое позволило перенестись в просторные степи Бурятии или горные массивы Тянь­Шаня и услышать звуки природы, таящие в себе красоту и опасность одновременно.

Автор: Светлана Веретенникова



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта