Человек, преданный своему делу




В нашем городе живут удивительные люди: талантливые, страстные и преданные своей профессии. Лучшим из лучших совет депутатов города Всеволожска вручает почетный нагрудный знак «За заслуги перед городом Всеволожском». Недавно такую высокую награду получил Александр Моржинский, директор Дворца детского (юношеского) творчества Всеволожского района.

В интервью нашей газете Александр Тихонович рассказал о своей жизни, карьере, достижениях ДДЮТ и о том, что для него значит полученная награда.

 

Александр Тихонович, вы родом из Всеволожска?

Я родился в городе Всеволожске в 1966 году. Я родился в музее Приютино, в самом музейном доме.

 

А как так получилось?

После войны там жили работники полигона. Мой отец работал на полигоне, и поэтому ему выдали комнату – в Приютино были коммуналки. У нас была комната в коммунальной квартире, где мы жили всей семьей до 1973 года. В конце 1973 года нам дали квартиру на Бернгардовке, и мы переселились туда. Все мое детство прошло в приютинском парке. Раньше он был гораздо красивее, потому что за ним ухаживали. Хоть это и было на добровольных началах, парк всегда был очень чистый, аккуратный и красивый.

 

И профессиональную деятельность вы тоже начали во Всеволожске?

И профессиональную деятельность я начал здесь, в здании ДДЮТ. Здесь была школа №3, и после окончания школы я остался работать старшим пионерским вожатым. Проработал чуть больше года и ушел в армию. Я служил в Челябинской области, был заместителем командира взвода в звании старшего сержанта. Служба у меня была интересная, потому что мы охраняли особо важный засекреченный государственный объект – проектный институт. Хорошая служба была.

А потом вы вернулись во Всеволожск?

Да, вернулся в школу №3. К тому времени школа уже переехала на улицу Победы. Я вернулся опять к работе старшего пионерского вожатого, поступил на геофак в институт им. Герцена, работал и заканчивал институт. Окончил его в 1992 году, причем в 1989 году я уже был назначен директором Дома пионеров и школьников. Я был студентом второго курса на тот момент, мне было чуть больше 22 лет. Естественно, вся идеологическая работа была мне известна, потому что я был пионервожатым, в армии был секретарем комсомольской организации роты. То есть вся комсомольская работа была для меня знакомым делом. Был награжден знаком ЦК ВЛКСМ за активную работу в комсомоле.

 

А как вы пришли к работе в сфере образования?

Я с детства занимался культмассовой работой. Раньше у каждого пионера и комсомольца было свое поручение, а я занимался организационной работой. Директором нашей школы была Анна Ивановна Сосновских. Видно, она заприметила что­-то во мне, потому что я и не думал, что буду педагогом. Она мне постоянно предлагала что­-то организовать, провести мероприятие. У меня и в мыслях не было идти в педагогический вуз. Я поступал в сельскохозяйственный институт, хотел связать свою жизнь с биологией и зоологией, но не прошел по баллам. Тогда Анна Ивановна предложила мне прийти работать в школу. Я пришел в свой учительский коллектив, и они меня поддержали. После армии я вернулся в школу, так как Анна Ивановна сохранила для меня место. А уже летом я не стал испытывать судьбу и поступил в педагогический институт им. Герцена. Я знал, что это мое. И сейчас могу сказать, что этим я живу. Я не представляю себя где-­то в другом учреждении. Для меня Дворец – это мой дом. И поскольку Дворец находится в школе, в которую я пришел в 1973 году, мне здесь очень комфортно и легко.

 

Что на тот момент представлял собой Дом пионеров?

Это было двухэтажное здание на Торговом проспекте, 144, в котором размещался Дом пионеров и станция юных техников. Когда я пришел, педагогический коллектив состоял примерно из 50 человек. В 1993 году мы переехали сюда, на 1-­ю линию. В то время в Доме пионеров были кружки и секции для детей: танцевальные, вокальные, прикладные. В то время было очень много «прикладников», потому что дети любили вязать, вышивать, шить – все народные традиции были тогда в сохранности. Сейчас этого стало меньше. Постепенно штат начал увеличиваться, потому что наступили новые времена. Из­-за перестройки начали закрываться учреждения культуры по всему району. Люди творческие оставались без работы, и мы приглашали их в Дом пионеров. К нам тогда пришло очень много хороших профессионалов в разных областях. Через год наш штат состоял из 100 человек. Года через два он стал в два раза больше. На протяжении примерно 10 лет мы работали со штатом в 200 человек: это были и штатные педагоги, и по совместительству. Как и сейчас, тогда мы охватывали весь Всеволожский район.

Что изменилось за эти годы?

Сейчас объемы стали больше – у нас практически 400 педагогических работников в штате. И в каждом поселении, в каждом образовательном учреждении есть наши педагоги, которые ведут детские объединения различной направленности. За это время у нас появились очень серьезные коллективы, сейчас они называются образцовыми детскими: хореографические ансамбли «Надежда», «Коломбина» и «Фейерверк», музыкально­-хоровые студии «Тоника» и «Гармония», театральная студия «Люди и куклы». Все эти коллективы создают костяк творческой жизни нашего учреждения. Им всем уже больше 20 лет, и выпускников у них не одно поколение. Наши выпускники возвращаются к нам работать, что очень приятно. Каждый год к нам приходит порядка 10 молодых специалистов. У нас много молодежи и в педагогическом, и в административном составе. Этот путь – от 1989 года до нынешних дней – очень творческий.

 

Вы всегда работали в ДДЮТ?

Я отработал в этом учреждении 17 лет, и меня пригласили на работу в Санкт-­Петербургский городской дворец творчества юных. Там я отработал в должности заместителя генерального директора по культурно-­досуговой деятельности год, и все-­таки вернулся во Всеволожск. Видно, корнями врос в родную землю. Потому что для меня даже прелестные парадные Аничкова дворца были всего лишь красивыми парадными – моего сердца там не было. Да, я работал с душой, но все же мои корни здесь. Поэтому я вернулся во Всеволожск. Конечно, в ДДЮТ на тот момент был уже другой директор, поэтому я возглавил Центр информационных технологий. А в 2010 году, когда у нас проходила оптимизация образовательных организаций, Дворец объединился с Центром информационных технологий и станцией юных техников, все это вошло в единую структуру, и я возглавил эту единую структуру. Затем я четыре года работал председателем комитета по образованию администрации Всеволожского района, после чего вновь вернулся в ДДЮТ.

 

Насколько опыт работы во Дворце помогал в работе председателем комитета по образованию?

Во-­первых, Дворец работает со всеми образовательными организациями, поэтому всех директоров я знал лично и со многими работал много лет. Поэтому мне входить в эту деятельность было намного легче, так как я работал с этими людьми. Конечно, муниципальная служба и руководство образовательным учреждением – это разные ипостаси, но, наверное, накопленный опыт помогал мне. Кроме того, в комитете были хорошие специалисты, которые помогали мне и подсказывали. Я сменил Ольгу Владимировну Ковальчук, мы знакомы много лет, и мое директорское становление происходило на ее глазах. Поэтому я всегда чувствовал поддержку Ольги Владимировны, она меня где­-то направляла, где­-то наставляла. За советом я обращался и к ней в том числе.

Что представляет собой Дворец детского (юношеского) творчества сегодня?

Дворец детского творчества – это самая крупная образовательная организация в Ленинградской области как в дополнительном образовании, так и по контингенту учащихся. Сейчас у нас порядка 400 педагогов и более 13 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет, которые занимаются в наших объединениях. Мы эдакий спрут, который распределился по всему Всеволожскому району. Я считаю, что это оптимальная система дополнительного образования, которая может быть в любом муниципалитете.

Здесь сконцентрировано всё. Есть научно­-методический отдел, помогающий окунуться в нашу профессию. Люди к нам приходят разные, их надо наставлять, потому что быть просто учителем или работником культуры – это одно, а быть педагогом дополнительного образования – это совершенно другое, и мы помогаем людям в этом. Мы ведем большую организационно-­массовую работу. Все муниципальные мероприятия творческого характера и по некоторым спортивным дисциплинам проводим мы. Отдел гражданско-­патриотического воспитания проводит большую работу по патриотическому воспитанию, для этого созданы парламент старшеклассников, школа актива, учащиеся включены в российское движение школьников, кадетское движение. Ну и творческие структурные подразделения. У нас есть отдел художественного творчества, в котором занимаются хореографией, театром, есть литературные и творческие объединения. Работают музыкально-хоровой отдел и отдел декоративно-­прикладного творчества. В этом же составе отделение технического творчества, где дети занимаются компьютерной техникой, съемкой фильмов и мультфильмов, робототехникой. Есть у нас спортивный отдел, где дети, увлеченные спортивным туризмом и шахматами. В нашем составе есть отдельное структурное подразделение – Морозовский отдел детского творчества, где тоже учится очень много детишек.

У нас есть интересное структурное подразделение по работе с одаренными школьниками. Сейчас этому вопросу уделяется большое внимание со стороны государства. Этот отдел занимается организацией и проведением олимпиад школьников со школьного этапа до всероссийского. Мы сопровождаем этих детей, проводим такое мероприятие как олимпиадный лифт: детей, которые достигли определенного результата на местном уровне, собираем вместе и готовим к всероссийской олимпиаде школьников. И в нашем районе очень много призеров и победителей олимпиад, потому что этот отдел работает уже порядка 20 лет.

У нас есть редакционно-­издательский отдел, который собрал всех пишущих и снимающих детей. Это пресс-­центры наших образовательных организаций. Мы выпускаем свою собственную газету «Наше всё». Это газета, в которой мы рассказываем о нашей деятельности и жизни, о детях в нашем муниципальном образовании. Также мы издаем различные брошюры, журналы, альбомы.

У нас есть центр экологического образования на ул. Грибоедова, в здании школы №5. Это тоже интересное направление. К нам пришел работать педагог из СПБГУ, и он проводит практические занятия с детьми: они изучают почву, воду, растительный и животный мир вокруг школы №5. Мы поставили там метеостанцию для изучения погоды. То есть это именно практическое изучение.

 

Все занятия бесплатные, правильно?

Все занятия бесплатные. Конечно, мы ведём и платную деятельность, потому что не все помещается в наш учебный план. Это, конечно, «малышкина школа». Самое большое по численности направление – это отдел предшкольного образования. В разных поселениях наши педагоги занимаются с детишками подготовкой к школе и ранним развитием творческих способностей. А школа «Занимайка» в нашем здании работает уже 25 лет!

Насколько пандемия повлияла на работу ДДЮТ?

Мы вовремя сориентировались. Когда это случилось весной 2020 года, мы перешли на дистанционное обучение. Наши педагоги не были готовы к этому в большей степени морально. Как прикладник научит вышивать или вязать дистанционно? Но оказалось, что это возможно. И всё хорошо пошло. Театральные коллективы начали проводить дистанционные занятия, вокалисты в онлайн-­режиме показывали, чему они научились дома. Так что в целом дистанционку мы прошли нормально. Во время каникул мы запустили программу «Онлайн-­каникулы», которая прошла успешно. Спортсмены тоже подключились, проводили онлайн-­зарядки. У нас еще есть интересное отделение – виртуальный филиал Русского музея, который подготовил большую программу.

 

К новому локдауну готовы?

Я надеюсь, что его не будет. Но вот сейчас объявлены каникулы для детей, а наши педагоги продолжают проводить онлайн-­занятия для воспитанников. Мы работаем в дистанционном режиме.

 

Что для вас самое важное в работе?

Самое важное, чтобы ребенок, который приходит к нам, смог найти себя. В школе есть четкая академическая структура его образования. У нас ребенок самоопределяется. Если говорить про меня – я прошел все кружки. И считаю, что мы должны предоставить такую возможность всем детям. Где бы они ни находились во Всеволожском районе, – в каждом поселении ребёнок должен получить желаемое. И это правильно, потому что ребенок должен попробовать все направления, должен иметь все возможности для реализации своих потребностей. Это самое главное в системе дополнительного образования.

 

Недавно вам вручили награду «За заслуги перед городом Всеволожском». Что это значит для вас?

Для меня это значит то, что весь мой трудовой путь, весь мой жизненный путь был оценен. Мне это очень приятно, потому что я действительно житель Всеволожска. Я родился в нашем родильном доме, жил всегда на Бернгардовке, я прирос здесь корнями. Для меня получение этой награды было очень волнительно, и я рад, что совет депутатов оценил мою деятельность таким почетным знаком.

 

Это является дополнительным стимулом двигаться вперед?

А останавливаться никогда нельзя. Надо только вперед идти, подвигать людей идти вперед. Система образования сейчас претерпевает изменения, все имеет право на существование, но двигаться надо только вперед. Самое главное, что мы работаем с будущим – с нашими детьми, которые идут в будущее. И, как мы их подготовим к этой жизни, таким и будет будущее. Это самое главное в любом государстве и любом обществе, потому что за нами должна прийти достойная смена.

Беседовала

Анастасия Максимова



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: 8 (81370) 25-900, +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188640 г. Всеволожск, ул. Сергиевская дом 122 (схема проезда)



Газета «Всеволожск Городская жизнь» © 2013-2020.      Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта