Что должен знать и уметь ребёнок перед школой




Психологическая готовность ребёнка к школе

 

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

 

Школьные психологи считают, что подготовка ребёнка к школе должна заключаться в формировании определённых умений и навыков, выполнении требований, которые ставит перед ребёнком школа в лице учителя. Ребёнок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребёнок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребёнка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в конкретной школе, то ребёнок считается психологически не готовым к школе. Это происходит в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой, он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

 

Основным критерием готовности к школе является способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе.

Итак, психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

 

Личностная готовность

Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему­-то научиться, что-­то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребёнок должен иметь развитую учебную мотивацию.

 

Волевая готовность к обучению в школе

К концу дошкольного возраста у ребёнка уже сформированы основы волевых действий – внутренние усилия, необходимые для выполнения определённой деятельности. Ребёнок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребёнка свидетельствуют: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержание порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребёнка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем внутреннюю позицию школьника. Ребёнок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не поднимает руку, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

Интеллектуальная готовность

Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объём «умственного инструментария» и его словарный запас. Также ребёнок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей – поощрять эти качества.

В целом интеллектуальная готовность ребёнка к обучению в школе предполагает наличие таких качеств, как дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрация внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно-­двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребёнка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо, если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребёнок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребёнка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат – плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребёнка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

 

Социально-психологическая готовность ребёнка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьёзном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но всё же большинство детей стремятся учиться. Если ребёнок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребёнка к тому, что его ждет в школе, и желательно доступным для него языком, вовлекать и открыто отвечать на интересующие ребёнка вопросы. Это поможет не только сформировать позитивное отношение и интерес к предстоящей учёбе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребёнку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

 

Итак, мы видим, что подготовка к школе очень трудоёмкий процесс,

который является испытанием как для родителей, так и для учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, в том числе психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребёнка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребёнка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВА

yourbrain.health.ru



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта