ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ




И ЕЩЁ РАЗ О НАШИХ УЧИТЕЛЯХ. В ЭТОТ РАЗ МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ИНТЕРВЬЮ С ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИИ ГАЛИНОЙ ИЛЬИНИЧНОЙ ОРЕХОВОЙ, ЧЬЯ ЖИЗНЬ ПОСВЯЩЕНА БЛАГОРОДНОМУ И ПРЕКРАСНОМУ ДЕЛУ – ВОСПИТАНИЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

– Галина Ильинична, как начиналась Ваша педагогическая деятельность?

– Я закончила Лодейнопольское педагогическое училище и с августа 1956 года, вот уже 60 лет, я занимаюсь образованием и воспитанием детей. Можно сказать, мой педагогический труд – ровесник Всеволожска.

  После окончания педучилища меня направили в начальную школу в Лесколово. В школе действовала двухкомплектная система, мне дали вести сразу два класса: второй и четвёртый. Помню, что вначале у меня, как у молодого неопытного специалиста, были проблемы с составлением учебного плана. Я вынуждена была распределять время, чередуя преподавательскую и самостоятельную работу так, чтобы все 36 учеников хорошо усвоили материал. Я справилась, более того, находила силы на общественную работу: была пионервожатой и ходила по домам обучать грамотности взрослых людей. Всего взрослых учеников у меня было 8 человек, в основном финны, так что работать приходилось с утра до вечера.

 

– Не тяжело для молоденькой девушки взвалить на хрупкие плечи такую ношу?

– Я очень любила свою работу. Мы по­другому относились к труду, меньше внимания уделяли финансовой стороне, самое главное для нас были отношения между людьми, мы умели ценить дружбу. У нас был очень дружный выпуск. Все 60 лет мы встречаемся почти каждый год. Сначала на встречи приезжали все 30 человек, теперь только 9, но мы по­прежнему как родные сёстры. В юности мои подруги ходили на танцы в моих платьях. Мой отец вернулся с войны живым и здоровым, я была единственным ребёнком в семье и меня одевали лучше других, но мы никогда не придавали таким вещам большого значения, всегда делились и помогали друг другу.

 

– Вы – дитя войны, что Вы помните из этого страшного периода нашей истории?

– Я родилась в 1936 году в Подпорожье, в семье работников лесной промышленности. мне было 5 лет, когда началась война. Помню, когда мы покидали родной дом, я оглянулась посмотреть на него напоследок и увидела, что весь дом охвачен огнём. Всю войну мы провели в эвакуации в Свердловской области, там же в сентябре 1942 года получили письмо от отца, которое я храню до сих пор. Вернее, писал не отец, а его командир, рассказывал, какой мой папа хороший боец, как он бесстрашно сражается с немцами. Это письмо – потрясающий пример заботливого и человечного отношения военных офицеров к своим солдатам. Я храню письмо 74 года и недавно читала его ребятам молодёжно­подросткового клуба «Пульс», когда они проводили акцию «Письма с фронта». Конечно, нашей семье очень повезло: отец прошёл две войны, был снайпером в Советско­финской войне и пехотинцем дошёл до Берлина в Великую Отечественную войну, видно, пуля его не брала. Он не любил вспоминать военное прошлое, редко надевал многочисленные ордена и медали, правда, всегда носил гвардейский значок, им отец особо гордился.

  В 1946 году мы вернулись в Подпорожье. Это были послевоенные годы, книг не было, о канцелярских принадлежностях приходилось только мечтать. Мы учились читать по газетам, которыми были оклеены стены, писать чернилами, сделанными из сажи. Писали на обрывках бумаги, которые могли найти. Когда появились первые тетради, мы гладили листы и каждую строчку воспринимали с любовью.

 

– Галина Ильинична, насколько отличается послевоенное поколение от современных детей и подростков?

– Дети очень изменились. Уже будучи на пенсии, я, по приглашению руководства МОУ СОШ №4, взяла один из младших классов и поняла, что не смогла бы работать в современной школе. Раньше в школах была строгая дисциплина. Учитель входил, все замирали. Родители тоже поддерживали авторитет учителей. Современные дети не признают авторитетов и не проявляют интереса к учёбе.

 

– В чём причина такой разницы между поколениями?

– Всё зависит от взрослых, дети копируют наше поведение. Раньше родители отправляли детей в школу, провожали, проверяли домашнее задание, чтобы всё было сделано, следили и спрашивали. Сейчас дети воспринимают обучение не как обязательную работу, могут сделать, могут не сделать, вероятно, такое безответственное отношение к учёбе они вырабатывают, копируя поведение взрослых.

 

– Можно ли исправить ситуацию?

– Нужно повысить авторитет учителя, который должен быть примером для детей. Необходимо, чтобы учителя подходили к своей работе не формально, умели наладить с детьми контакт. Макаренко говорил, что если учитель радуется, дети должны видеть, что он радуется, когда учитель сердится, видеть и понимать, чем педагог недоволен. Для этого нужно проявлять к детям живой интерес, показывать детям позитивные моменты пребывания в школе, ходить с ними в походы, вникать в их проблемы. Нужно, чтобы ребёнок повзрослел с одной учительницей, которую он бы потом вспоминал с теплотой. Тогда у детей появится желания учиться.

  К сожалению, многие учителя относятся к своей работе формально. Во многом виновата современная система образования, которая ограничивает самостоятельность учителей. Я видела, как разваливалась старая школа, как учителей заставляли работать по шаблону, приучали к формальному исполнению обязанностей. Современный учитель вынужден тратить на разные темы определённое количество часов, без учёта подготовки учеников и сложности материала, ему нельзя отойти от плана. Я иногда говорила в шутку детям, что я не учительница, а мучительница, потому что я добивалась того, чтобы дети поняли тему, и, пока большинство ребят не усваивали материал, к новому не переходила. Сейчас же поняли школьники учебный материал или нет – всё равно переходят на другую тему, поэтому немало детей и подростков не имеют базы школьных знаний, иногда не знают элементарных вещей.

 

– Галина Ильинична, у меня создалось впечатление, что большая часть Вашей педагогической деятельности пришлась на обучение ребят младших классов. Насколько оно правомерно?

– Это не совсем так. Я получила высшее педагогическое образование – закончила Ленинградский педагогический институт имени Герцена, преподавала и в старших классах. Довольно длительный период, около 19 лет, я проработала в Осельковской  школе, где преподавала русский язык и литературу.

  Руководящие должности меня никогда не привлекали, хотя у меня всегда была большая общественная нагрузка: возглавляла общество «Знание», работала депутатом, пионервожатой. Мою активность замечали, один раз даже предложили работать председателем сельсовета, но я сказала, что вряд ли справлюсь, так как ничего не понимаю в сельском хозяйстве. Предлагали и место директора школы, но я отказалась, хотела быть со своим любимым классом. Мне всегда было интересно добиться того, чтобы мой класс был лучшим. Я старалась привить детям любовь к школе, ходила с ними в походы, на лыжах, в театры, воспитала много кадровых военных. Кстати, одним из моих учеников был Дима Лебедев, ныне действующий депутат Всеволожска. Дмитрий был хорошим, внимательным ребёнком, уважительно относился к старшим.

 

– Как получилось, что Вы оставили преподавательскую деятельность и перешли работать в детский сад?

– Я ушла из школы, как принято говорить, «по семейным обстоятельствам». Конечно, расставание далось нелегко, но на самом деле воспитание ребёнка и его обучение начинается в детском саду. Я открывала с нуля детский сад на Румболовской горе. С самого начала старалась создать там домашнюю обстановку, хотела, чтобы дети чувствовали себя как дома. У нас в саду росли прекрасные яблони, было много цветов. Родители говорили, что отводят к нам детей как к своим бабушкам, хотя многие сотрудницы детского сада были далеко не пенсионного возраста. Я считаю, что дети не должны ходить в садик со слезами, и старалась, чтобы мой детский сад был лучшим. Как­то раз я пошла к чиновнику и попросила подписать его разрешение на покупку вещей, которые не пользуются спросом. Чиновник подписал моё заявление даже не представляя, на что я потрачу выделенные средства. Я купила для детского сада 7 настоящих шерстяных пакистанских ковров по 2000 рублей каждый. По тем временам это было целое состояние, зато наши дети очень мало болели, они всегда чувствовали уют и заботу, мы относились к ним как к родным.

 

– В чём секрет Вашего жизнелюбия?

– В активности, причём как физической, так и социальной. Я много двигалась, обошла пешком весь Крым и Кавказ, у меня есть значок «Турист СССР», но гораздо важнее активность умственная, социальная. Я стараюсь больше общаться, освоила курсы компьютерной грамотности, у меня есть страницы «В контакте» и в «Одноклассниках», я занимаюсь хоровым пением, мы ездим с концертами, выступаем перед пожилыми людьми, занимаюсь подготовкой детей к школе, общаюсь с молодёжью –  вот и весь секрет.



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта