Дороги взросления




Почему в семье, где ребёнку исполняется 12–14 лет, начинают происходить невероятные конфликты по поводу учёбы, краж, безделья, беспорядка, и этот ад для родителей продолжается несколько лет? Почему подросток лежит всё время, и его ничего не радует? Почему закрывается в комнате, ничего не рассказывает? Почему упорно хочет покрасить волосы в розовый цвет, ходит в потёртых джинсах и «кедиках» в мороз? Почему всё делает наоборот и вопреки? Ребёнка подменили?

2­й период (12–14 лет). Разрешение вопросов: Кто я? Какой я?

 

  Нестабильный и непредсказуемый период в жизни подростка. Подросток теряет образ прежнего себя. Важная задача этого периода заключается в том, чтобы создать новую концепцию самого себя. Осознание происходящих с подростком изменений является стрессогенным для него. Четырнадцать лет – возраст, когда половое созревание идёт полным ходом, а у многих подростков приближается к завершению.

  В 12­14 лет происходит дальнейшая биологическая перестройка организма. Подросток активно растёт (за год на
3­7 см), развивается грудная клетка, подросток становится непропорциональным, движения нескоординированными, неуклюжими. Хрупкость костей в этом возрасте выше, подростки чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой со школы или тренировки, у них больше. Перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растёт сердце, увеличивается объём лёгких. Головной мозг начинает вырабатывать гормоны. Гормональные всплески провоцируют первые сексуальные желания – абсолютно новые ощущения для ребёнка, а также трудности с самоконтролем и адекватностью восприятия своих действий. У мальчиков происходят гормональные всплески 1 раз в 3 месяца. В результате физиологических изменений у ребёнка могут возникнуть проблемы со здоровьем. Частые головные боли, бессонница, нестабильное артериальное давление, повышенная утомляемость, сложности с аппетитом, рассеянность, снижение концентрации внимания, нарушение памяти, сонливость, нежелание что­либо делать – это общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обращать внимание родителям. Из­за внешних изменений тела, к которым подростку необходимо привыкнуть, у него может возникнуть двойственное отношение к себе: смешение чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.

  Сформированные в детском возрасте представления о себе («Я­концепция») в результате быстрых изменений физического и психического состояния должны быть заменены на новые, соответствующие особенностям подросткового возраста. Развитие Я­концепции происходит крайне неравномерно. Именно в период 12–14 лет «Я» подростка становится уязвимым и хрупким, наблюдается снижение самооценки. Самопознание происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует, ищет сходства. Познать себя ему отчасти помогают близкие и взрослые. Дружба носит исповедальный характер, подростки пишут дневники, стихи. С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся на время замкнутости. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я­концепцию. У части детей Я­концепция может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. В любом случае – это важнейший этап в развитии самосознания. В этот период увеличивается потребность в самостоятельности и независимости, стремление избавиться от родительской опеки, поэтому в ответ на замечания учителей и родителей ребёнок может реагировать резко, демонстративно и цинично. Подросток начинает подражать привычкам и манерам поведения взрослых. Проходит через пробы: попробовать курить, накраситься, «чуть-чуть попробовать алкоголя», поскандалить с родителями, поконфликтовать с учителями. Если этого не будет в подростковом возрасте, это будет позднее и будет более проблематичным. Подросткам надо пройти через «пробы», отыграть, чтобы не делать ошибок в будущем.

  Родителям важно принять перемены, происходящие в ребёнке, ослабить внутренний родительский контроль, перестать отслеживать каждый его шаг, понять, что ребёнок взрослеет, и это – абсолютно естественный процесс. Главное, что должны делать мать с отцом в это время, – сохранять хорошие отношения с ребёнком или же пытаться их восстановить.



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта