– Пасха – глубокий праздник. Это не просто вкусная традиция а-ля «повара всех стран объединяйтесь». Суть в другом. Предваряя день святой Пасхи, мы ведем в Страстную неделю молитвы, службы, держим пост более усердный, даже более строгий, чем Великий.
Мы открываем историю и видим, что пост провел сам Христос! Да, 40 дней он постился в пустыне, чтобы испытать плоть, показать, что он человек. И в конце своего Поста он как человек взалкал, испытал сильный голод.
Во всех религиях мира есть аскеза – учение о посте, когда человек начинает питаться правильными продуктами, делает это в определенное время и молится. Пост входит в правило духовной жизни человека.
Это не просто древний обычай поститься, хотя сейчас мир потребления смотрит на это, как на странность. И даже наши предки до Крещения Руси, язычники, тоже постились, но потом устраивали гулянья, отголосок этого мы видим и в наших праздниках – Масленице и Святках.
Приготовление к посту – это познание себя. Способ найти ответы, кто я есть, способ отказаться от чего-то, например, от мяса, молока, сигарет, спиртного, от дурных слов и привычек.
Я сам начинаю руководить своей волей. Но ведь куда проще не есть мясо, чем бросить курить.
Антропология человека – это тело, душа и дух. Ну как лебедь, рак и щука.
Воз – это человек. Лебедь – дух, который тянет в небеса, рак – тело, щука – душа, которая хочет разгуляться. Но все вместе да вкупе с сильной волей человека объединяются и определяют, куда идти.
Если я начинаю только поститься, то у меня начинает болеть тело, если только молиться, прятаться в землю, то страдают близкие.
Воз поехал, потому-то все выбрали одну дорогу, но если эта дорога не ведет в храм, то зачем эта дорога?
В начале поста собираешь трех своих скакунов – дух, душу и тело. Ведь они должны достигнуть взаимопонимания. И аскеза, и молитва, и добрые дела, и милосердие, и отказ от зла – выпрямляют дорогу.
Оказывается, можно стать святым будучи не святым. Цель поста не в том, чтобы сбросить лишние килограммы, главное – похудеть грехами. Грех понятие растяжимое, для каждого это свое. Грех – это ошибка. Ошибки делают и тело, и ум, и душа. Где найти ответы? У нас есть Евангелие, оно и дает ответы. В каждой религии есть своя книга, которая дает направление.
Есть люди, которые видят в Пасхе только красивую картинку, обряд, угощение. Истинная Пасха – это встретится с тем, Кто воскрес. А воскрес Христос. Мы говорим: «Христос воскрес!», а в ответ: «Воистину воскресе».
Душа ждет этой веры, потому что если Христос воскрес, то и я воскресну. Значит, что и моя смерть будет не такой ужасной, как ее рисуют.
Страх человека часто заставляет его обращаться к духовному миру. 90 процентов приходят в храм со своей болью, но поверьте, никогда не поздно начать искать смысл жизни.
Важно передавать наши традиции из поколения в поколение. От бабушки к матери, от мамы к дочке. Вместе красить яйца, рассказывать, почему мы это делаем, о том, почему покраснело подаренное яйцо у Марии Магдалины, учить печь кулич и готовить из творога, масла и цукатов пасху.
Сейчас есть и детские книжки, и мультфильмы, повествующие эти библейские истории.
Праздник Пасхи – наша генная память, которая ведет отсчет с момента Крещения Руси. Однако в последнее время материальный современный мир отнимает у нас Христа, а Христос через церковь показывает, что надо так широко раскрыть объятия, чтобы и мир вошел в него, во Христа.
Это трудная задача для пастыря – рассказать, объяснить, проповедать о смысле воскресения Христова. Две тысячи лет назад это был просто нонсенс – первый Человек, который воскрес и больше не умирает.
Для многих неразрешимой остается задача: «Мне нужен Тот, с кем я должен встретиться в Пасху». Если нужен – я иду по этой дороге. Надо преодолеть то, что мешает. Убрать что-то лишнее, то, что стоит на пути моего разговора с Богом. Общаться с Богом – это не говорить Ему, а Его слышать.
Мы говорим: «На тебе, Господи, я дарю тебе это». Но как поблагодарить Бога? Я не просто ставлю свечку, говоря «я дарю Тебе это», ведь Ему нужны наши добрые дела. Совсем простые, посильные, но именно добрые дела – это идет в зачет.
Сейчас мы посещаем с детьми госпитали в Гатчине, Пушкине. Мы ездим к бойцам СВО с хоровыми концертами. Бесплатно мы собираем много духовных книг, орешки, вкуснятки, а ребята там 20-летние без ножек сидят. И наши дети видят и плачут, и ребята плачут, но как только мы говорим о Христе, о том, что их поступок, их подвиг – это жертва для Бога, для всего человечества, для всей нашей страны, то слезы превращаются в молитвы и радость Богообщения.
У каждого происходит своя встреча с Христом. Кто-то встретится перед смертью, кто-то – маленьким еще услышит Божий голос, научится с ним общаться, подрастет, а потом станет монахом. Кто-то услышит через боль, когда станет врачом, увидит чудеса, когда вдруг безысходный человек попросит Господа, и вдруг случится чудо, и больной вдруг исцелится. Кто-то приходит через чудеса, кто-то через таинство.
Преображение человека происходит. Это все благодаря воскресению Христа. Вот для чего Он пришел в мир, Он воскрес для того, чтобы мы преобразились, чтобы мы стали похожи на него, на ангела, на святых. Пусть немножко, но это уже будет хорошо.
Куличи и яйца, пасхи – то, чем вы делитесь в храме, мы отвозим и бабушкам в дома опеки, и в воинские части, и в госпиталь. Это и есть малая радость о Пасхе. Если увидят в тебе люди радость Воскресения, вот тогда они ответят: «Воистину Воскрес Христос!»
Если мы дарим человеку подарок, чудо заставляет верить в Воскресение. Мы дарим людям веру, надежду и любовь, что они не забыты Богом, что Христос с нами.
Наверное, главная задача человека состоит в том, чтобы почувствовать себя кому-то нужным, пусть это и будет нашим ответом для всех: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!»
Алла Вейс