ГИГИЕНА И БЫТ СОЛДАТ КРАСНОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ




Чем дальше от нас уходят сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее становится представить себе, как выживали солдаты в то нелегкое время.

Как жил солдат на фронте, в каких условиях воевал, как и во что был одет и обут, обогрет, перебивался ли сухим пайком или был досыта накормлен горячей кашей из полевой кухни, чем занимался в короткие передышки между боями? От этих моментов во многом зависела победа.

 

Первые недели и месяцы войны по ряду причин (внезапность нападения, неподготовленность, нерасторопность, недальновидность и др.) оказались самыми тяжелыми для наших солдат. Большинство складов с запасами материальных средств накануне войны были размещены в 30­-80 км от государственной границы. Такое размещение оказалось трагическим просчетом нашего командования. Из-­за отступления многие склады и базы были взорваны нашими войсками, поскольку не было возможности их эвакуации, либо уничтожены вражеской авиацией. Долгое время не было налажено обеспечение войск горячей пищей, во вновь сформированных частях не было походных кухонь, котелков. Бойцы по нескольку дней не получали даже хлеба и сухарей.

Постепенно страна и армия приходили в себя от внезапного нападения фашистов, налаживалось снабжение фронта продовольствием и обмундированием. Вспомним, как это было.

Опыт первых месяцев Великой Отечественной войны показал, что без хорошей организации гигиены и быта военнослужащих в боевой обстановке нельзя рассчитывать на успешное выполнение ими боевых задач, так как это существенным образом влияло на моральное состояние военнослужащих в бою и помогало им восстанавливать затраченные физические силы.

С давних времен войны и эпидемии шли рука об руку. Если человек выживал на поле боя, то у него оставалась высокая вероятность заражения тяжелым инфекционным заболеванием. Немалые страдания приносили эпидемии и гражданскому населению. Это прежде всего острые кишечные инфекции, малярия, столбняк и, конечно же, король всех военных конфликтов – сыпной тиф.

Первым документом стало «Положение о медико-­санитарном обслуживании населения, эвакуированного из угрожаемых районов», принятое 30 июня 1941 года Народными комиссариатами здравоохранения и путей сообщения. В соответствии с ним в одном эшелоне запрещалось перевозить больных (или контактировавших с больными) людей и здоровых. Также в каждом эвакоэшелоне предполагалось устройство изолятора. В эвакуационных пунктах предусматривались банные помещения, помещения для термической дезинфекции, рассчитанные в среднем на 250 человек. На пути следования эвакуационных поездов на вокзалах организовывались санитарно-­контрольные пункты, которых к концу войны насчитывалось уже 435.

Специализированная санитарно-­гигиеническая служба армии была образована на втором году Великой Отечественной войны и включала фронтовых и армейских гигиенистов – санитарных инспекторов. В стрелковых дивизиях к тому времени санитарно-­противоэпидемические вопросы решали командиры санитарных взводов, медико-­санитарных батальонов – дивизионные эпидемиологи, в стрелковых полках и батальонах – полковые врачи, фельдшеры и другие представители санитарной службы. Важным специализированным звеном в их работе являлись армейские санитарно-­эпидемиологические отряды и фронтовые санитарно­-эпидемиологические лаборатории, осуществлявшие все виды лабораторного контроля в действующей армии. Возглавлялась санитарно­-гигиеническая служба гигиеническим отделом противоэпидемического управления Главного военно­-санитарного управления Красной Армии. В проведении санитарно­-гигиенических мероприятий также участвовали командиры, политработники, инженеры и интенданты.

2 февраля 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии», предписывавшее, помимо всего прочего, поголовную иммунизацию населения. Для борьбы со столбняком применяли анатоксин, что позволило снизить заболеваемость им до 0,6-­0,7 случаев на 1000 ранений.

Создание подвижных санитарно­-эпидемиологических отделений при медико-­санитарных батальонах ударных дивизий способствовало установлению медицинского контроля за питанием войск, гигиеной тела, за обморожением бойцов и др. В полках были введены должности фельдшеров для санитарной разведки водоснабжения, обеспечения эпидемиологического благополучия районов дислокации войск и др.


Одной из важных проблем жизнеобеспечения бойцов Красной Армии являлось питание.

С ноября 1942 года в войсках появилась новая должность – санитарный инспектор, который в том числе обязан был следить за состоянием полевой кухни и продуктов питания на фронтах воюющей Красной Армии, за режимом термической обработки мяса и рыбы, за длительностью хранения готовых продуктов питания. Это позволяло успешно предупреждать пищевые отравления в войсках.

В области медицинского контроля за питанием войск Великая Отечественная война поставила перед военными гигиенистами ряд задач: строгое осуществление санитарного надзора за доставкой и хранением пищевых продуктов; участие военных врачей в составлении меню и раскладок; наблюдение за приготовлением пищи в войсках; организация лабораторного контроля за химическим состоянием, витаминностью и калорийностью пищи; санитарные мероприятия по предупреждению пищевых отравлений и токсикоинфекций в войсках и др. Кроме того, при наступлении частей Красной Армии врачи­-гигиенисты заботились о качественном питании не только солдат и офицеров, но и местных жителей территорий, оставленных немецко­-фашистскими захватчиками, и освобожденных сограждан из концлагерей.

Таким образом, медицинский контроль и санитарный надзор за организацией питания в войсках действующей армии были направлены на профилактику заболеваний, в том числе желудочно-­кишечных, авитаминозов, алиментарных дистрофий, а также предупреждение пищевых отравлений, токсикоинфекций и др. Это достигалось, в том числе, и соблюдением установленных в первые месяцы Великой Отечественной войны норм питания, которые оставались неизменными до конца войны.

Важным элементом санитарного надзора за питанием был ежедневный контроль не только за качеством пищи, но и за состоянием транспорта, хранением и транспортировкой продуктов, размещением и содержанием пищеблоков, очисткой территории и удалением отбросов. Под постоянным надзором находились содержание полевых кухонь и оборудования, уход за ними, велось медицинское наблюдение за работниками пищеблоков. Медицинские и санитарные службы потеряли на фронтах 210601 человека из личного состава, при этом 88,2% погибших служили на переднем крае. Но боевая работа для санитарно­-эпидемиологической службы Красной Армии не закончилась в мае 1945 года – ещё в течение пяти лет специалистам службы пришлось устранять последствия войны. К примеру, вспышки малярии, бруцеллеза и сыпного тифа удалось ликвидировать только к 60-­м годам.

Эта тяжелая, кровопролитная война потребовала предельного напряжения сил, мобилизации всех материальных ресурсов и возможностей нашего народа, поднявшегося на защиту своего Отечества. В великом подвиге советского народа в годы войны достойное место занял беззаветный и благородный труд армии медицинских работников страны, в том числе большого отряда санитарных врачей, эпидемиологов, благодаря деятельности которых обеспечивалось санитарно-­эпидемиологическое благополучие в армии и в тылу.

Материал предоставлен СЭС Всеволожский район



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта