Хроника сетей Алены Гутчиновой




Алена Гутчинова – удивительная женщина! Хранительница домашнего очага, мать двоих чудесных детей, талантливая швея и мастерица на все руки.

Каким-то волшебным образом ей хватает сил, жизненного задора и времени на все: семью, детей и супруга, друзей, активное участие в жизни поселка, увлечения и волонтерскую деятельность. А еще Алена плетет сети. Сети, спасающие человеческие жизни. Создавая маскировочные сети высочайшего качества, которые затем передают нашим бойцам в зону СВО, она помогает фронту и делает все, что в ее силах, чтобы помочь, защитить и уберечь наших ребят.

В преддверии Дня защитника Отечества мы побеседовали с Аленой о ее работе и команде «плетуний», тонкостях создания маскировочных сетей, помощи Женсовета и о многом другом. Но обо всем по порядку.

Алена родом из города трудовой доблести и славы Северодвинска, что раскинулся на Летнем берегу Белого моря в Архангельской области. В Санкт-Петербург девушка приехала в 14 лет, чтобы продолжить обучение после девятого класса. И как-то так жизнь закрутилась, что, несмотря на желание вернуться в родные края, ее дом и семья теперь здесь, в поселке им. Свердлова во Всеволожском районе.

Сейчас у Елены непростая работа, она – мама в декрете. Но до этого работала педагогом дополнительного образования в культурно-досуговом центре «Нева». А вообще по профессии и по жизни она шьет одежду. «Я швея, точнее, технолог швейного производства. Просто, когда ты выходишь в декрет, очень сильно меняются возможности заниматься любимым делом. Ты больше занята детьми, уборкой и другими домашними обязанностями», – объясняет Алена.

Алена признается, что первыми ее чувствами год назад, в феврале 2022 года, когда объявили о начале спецоперации, были шок и неверие. «Да ладно!» – думалось тогда. Потом – она помнит это отчетливо – пришло ощущение, что сейчас все быстро закончится. Второй этап волнения пришел, когда началась частичная мобилизация. «То есть в феврале мы вообще не поняли, что произошло и что это такое. Это далеко, это не про нас. А вот когда началась частичная мобилизация, это уже стало про нас. Не конкретно, что к нам в дом пришла мобилизация, а именно что это стало близко. И близко стало всем в стране, – рассказывает девушка. – Могу сказать, круг общения у меня стал другой. Это в основном те люди, с которыми у нас общие цели. И это очень объединяет».

Вместо того, чтобы поддаться панике или сложить руки, Алена нашла для себя ответ на вопрос: «Чем я могу помочь и что могу сделать, сидя дома с детьми?» Так пришло сначала желание, а потом и возможность помогать.

Началось все со знакомства с Настей, живущей по соседству. Анастасия владеет швейной мастерской, живет в поселке им. Свердлова, но работает в Санкт-Петербурге. Она предложила закупить флис и шить теплую нижнюю одежду для наших ребят: шапки, балаклавы, кофты, штаны и тому подобное. Настя бросила клич, кто хочет и может заняться шитьем дома. И Алена отозвалась. «Я думала, что это здорово, это как раз то, что я могу делать дома. То есть девушка кроит все у себя, а я беру крой и дома только шью. Это было так гениально!» – улыбается, вспоминая, Алена. А спустя месяц-полтора она поняла, что была единственной, кто не остался в стороне и откликнулся на предложение Анастасии.

Потом выяснилось, что рядом живет еще одна девушка, которая тоже занималась шитьем, но использовала собственные материалы. С Аленой они случайно встретились на улице, разговорились и выяснили, что, оказывается, занимаются одним делом, а никто про это и не знает. Даже друг про друга они не знали.

Переход от шитья одежды к плетению сетей произошел практически спонтанно.

 

В какой-то момент настал период, когда ткани закончились, пошив был завершен. Анастасия объявила новый сбор на закупку материала. Деньги собрали быстро, но заказанный материал приходит в течение двух-трех недель. И в эти недели простоя Алена стала думать, чем еще может заняться здесь и сейчас. Совершенно случайно наткнулась на информацию о маскировочных сетях. Тут же предложила супругу попробовать. Этим можно заниматься и дома. Да и куда-то ходить или ездить маме двоих детей в декрете практически нереально. Так все и началось. «Я нашла сообщество в Санкт-Петербурге, которое только-только образовалось. Попала к тем девушкам с самой первой партией волонтеров, которые отозвались. И мы тут же начали плести. И, сделав первые сети, я подумала, что дома, конечно, можно этим заниматься, несмотря на грязь и пыль, хотя это тоже стоит учитывать. Но дома ты делаешь все один. А если приложить усилия трех-четырех человек, так это будет намного быстрее, будет больший объем», – вспоминает начало пути сетеплетения Алена. Для того чтобы начать полноценную работу, требовалось помещение и финансирование. На помощь пришли местный депутат и Маргарита Кузнецова, председатель Центра женских инициатив Женсовета Всеволожского района. Они помогли с помещением и деньгами на материалы и стойку для плетения. «И я не могу не отметить, что наш местный депутат всегда говорит: «Меня не называй, но, если что надо, – пиши», – с улыбкой поясняет Алена. В течение двух-трех недель была создана группа, Маргарита Михайловна предоставила на время помещение, в котором и началась работа по созданию маскировочных сетей. А затем сложилось так, что рукодельницы переехали в подъезд дома, где живет семья Гутчиновых. И так там и остались.

«Прямо в подъезд жилого дома?», – уточняет корреспондент с недоверием. «Да, – с улыбкой подтверждает наша героиня. – Ко мне ходят в любое время, и я всегда могу выбежать и подсказать, что и как надо делать. Преимущество в том, что люди не зациклены на времени. То есть сегодня двое могут прийти в одиннадцать утра, завтра в три часа дня и так далее». Соседи к такому отнеслись с пониманием и спокойно реагируют на то, что в холле их подъезда постоянно трудятся незнакомые люди.

У нас большой холл, в этом преимущество. Естественно, мы не можем работать в узком пространстве. Соседи поддерживают, но помощь не предлагают», – задорно смеется Алена, рассказывая о реакции других жильцов дома.

Сказать, сколько человек помогает Алене в нелегком деле плетения сетей, довольно трудно, так как люди постоянно меняются. «Спустя первые полтора месяца я пыталась подсчитать. Иногда только выхожу и вижу, что кто-то у меня плетет. Но человек тридцать пришло. Может, даже больше, я не подсчитывала. Люди, которые были в самом начале, сейчас реже ходят, но все время приходят новые. Поэтому я не удивлюсь, если их уже больше тридцати», – поясняет девушка.

Несмотря на то, что плетение сетей кардинально отличается от привычного шитья одежды, выбор пал именно на это дело неспроста.

Первая Аленина мысль была о том, что в этом деле нужны основы рукоделия, необходимо уметь что-то делать руками. Поэтому и подумалось, что она справится. Но, как показала практика, даже те, кто не умеет ни шить, ни вязать, ни прясть, действительно, могут найти себя в плетении сетей. Сложность заключается в другом – для плетения сетей очень много подготовительной работы. Алене, например, пришлось обучиться работать рыболовным челноком.

«В жизни не думала, что мне это понадобится! И когда первую сеть плела с помощью челнока, я писала своему папе: «Я действительно помор в тридцатом поколении», – говорит мастерица.

По ее словам, плетение сетей обладает успокаивающим эффектом и совсем не сложное. Сложно первый раз включиться и понять, что это такое, а потом все становится элементарно. Сейчас она потихонечку обучает других и отмечает, что есть люди, к этому делу склонные. Их прям видно сразу. А есть те, кому лучше заниматься другим делом. Но и для таких есть масса других важных заданий.

Процесс изготовления сетей хоть и несложный, но кропотливый. Отвечая на вопрос, сколько времени уходит на изготовление одной сети, Алена признается, что это сложно объяснить. «Я скажу два дня, что два дня – это два часа днем и два часа вечером. Но это не так. Одному нашему бойцу, который возвращался на фронт, мы в срочном порядке сделали сеть в течение одного дня. Работа над сетью 3х6 метров включала в себя оплетку шнура, упаковку, нарезание всех лент и другие процессы, и это заняло у нас день. С восьми утра мы начали и примерно к семи вечера закончили. И в течение всего дня приходили люди, не было ни минуты, чтобы стенд стоял без работы. Это очень быстро, но это работа примерно пятнадцати человек. Это очень кропотливый труд. В идеале я бы хотела сделать этому бойцу комплект – четыре сети 3х6 метров. Но мы будем делать еще и отправим ему уже другим способом», – объясняет девушка.

Хронику сетей Алена Гутчинова ведет с 3 ноября 2022 года, когда впервые взяла материал на свои первые сети. То есть в эту хронику включены первые две изготовленные ею лично сети. На сегодняшний день на стенде рукодельниц растянулась 26-я маскировочная сеть. Раньше Алена объясняла своим рукодельницам, или, как они сами себя называют, «плетуньям», что если человек берет себе такую сеть на дом и посвящает ей все вечера, когда закончена работа и домашние дела, то на изготовление уходит две недели. В группе женщины делают такую сеть за два-три дня. Но встает еще вопрос логистики, когда надо взять сети у волонтеров, привезти, организовать рабочий процесс, объяснить тонкости работы, отвезти на склад и так далее. Поэтому по факту на изготовление уходит два-три дня, но еще несколько дней уходит на организационные моменты.

Еще один непростой момент, который необходимо учитывать – это изготовление маскировочных сетей с учетом определенных нормативов, чтобы ими могли пользоваться военнослужащие.

 

Когда Алена рассказывает о том, через какой путь пришлось пройти ей и ее единомышленницам, глаза ее начинают гореть неподдельным азартом и интересом к своему делу. «Я всегда говорю, что мне повезло. Как я уже говорила, я одной из первых вступила в организацию «ТеплоZOV». Это всероссийское движение, которое занимается рукоделием для нужд фронта. И вопрос сразу встал, из чего изготавливать сети. По России, конечно, плетут из всего, что есть. Но ведь есть нормы, чтобы сети не намокали, не горели, не плавились, чтобы скрывали сверху, чтобы ткань не светилась в тепловизорах. Это все очень важно. А мне повезло сразу же оказаться при закупке качественных тканей и материалов. И мы плетем по технологии, причем сети все время дорабатываются здесь и сейчас». Оглядываясь назад, девушки признаются, что их первые сети могли быть еще лучше, если бы были знания. Но в получении правильных и необходимых знаний есть загвоздка, так как получить их от Министерства обороны невозможно – военная тайна. Доходит до того, что у военных изыскиваются эти маскировочные сети, мастерицы их щупают, трогают, на текстильные фабрики высылают нормативы и инструкции, как проверить нужную ткань. «Никто из нас не знал, что будет этим заниматься. Все это находится в непрерывной разработке, и нам повезло, что мы уже плетем из хороших и подходящих материалов. Иногда мы отправляем бойцам вместе с сетью письмо, в котором объясняем, что сеть сделана из определенной ткани, как она может светиться, почему она сделана по такой технологии и другие тонкости. И я надеюсь, что наши маскировочные сети свое отслужат», – говорит «плетунья».

Не менее ценна и обратная реакция от непосредственных пользователей изделиями. Потому что рукодельницам важно знать, подошла сеть или нет, проверены ли ее маскировочные качества в темноте и сверху. Чаще всего отвечают: «Все шикарно!». А женщины просят конструктивный отзыв и пояснения, что не так, что требует доработки. Но чаще всего в ответ приходят слова благодарности и самая высокая оценка изделия.

Тот факт, что Алена и другие мастерицы со всех уголков России изготавливают маскировочные сети, которые отправляют на фронт, не говорит о том, что бойцам в зоне СВО не выдают экипировку. Просто дополнительная защита и дополнительные изделия лишними не будут. А еще это не только помощь военным, но и, как ни странно, гражданским – плетение сетей действительно успокаивает, и многие женщины, занимающиеся этим делом, отмечают, что им становится спокойнее на сердце. Они плетут качественные сети с благодарностью и любовью к нашим бойцам.

Алёна всех мобилизованных называет «наши ребята» и переживает за всех. «Мой муж тоже военнообязанный, но ни по возрасту, ни по специальности не находится в первых рядах призывников. Муж стал заниматься страйкболом, потому что это даст ему определенные навыки. И пусть у него будут эти навыки, я этого хочу. И мы с ним ездим. Если его призовут, мы не уедем в другую страну, мы останемся здесь. В моем окружении есть люди, которые уехали по разным причинам. Это не значит, что они плохие. Это значит, что, возможно, им не привили любовь к родине и дому, раз они готовы бросить все и уехать. И я уверена, что все эти переезды счастья душе не приносят, и точно не приносят спокойствия душе. Жизнь покажет, что будет», – в голосе Алены звучит стальная уверенность. В этот момент становится понятно, что решение обдумано, непоколебимо и принято совместно. А свое дело рукодельница воспринимает, как работу в тылу, особенно когда приходят весточки от проходящих службу в зоне спецоперации. Вместе с осознанием нужности собственного труда и изделий, появляется уверенность в правильности сделанного выбора, вдохновение и новые силы.

Знакомство с Женсоветом Всеволожского района и участие в нем родилось из знакомства с Маргаритой Кузнецовой. С ней Алена поддерживала связь еще до того, как стала одной из многих участниц женского общества. И отмечает, что всегда и в любое время, она получала всестороннюю помощь. Кстати, во Всеволожске при поддержке Женсовета в скором времени заработают две точки плетения сетей – в микрорайоне Бернгардовка и в штабе совета на Дороге Жизни, 20. «Именно сейчас женсоветы стали важны и проявили себя. Женсовет делает реальные дела, причем помогает не только сбором вещей на фронт, женщины делают другие важные дела для других категорий граждан, помогают и инвалидам, и многодетным семьям», – отмечает Алена.

 

Размышляя о том, откуда в ней такое стремление помогать, приносить пользу и делать вклад в общее дело, Алена подтверждает, что это своеобразное продолжение семейного дела.

 

Ее мама тоже старалась сделать мир немного лучше и помогала тем, кто нуждался в поддержке. К сожалению, ее не стало два года назад, автокатастрофа безжалостно унесла жизнь удивительной и добросердечной женщины, матери и жены. О ней Алена рассказывает с особым душевным трепетом, едва сдерживая эмоции. «Моя мама была председателем совета многодетных семей в нашем городе 30 лет, она вела эту организацию. И погибла, когда ехала с одного из мероприятий. Муж иногда говорит мне: «Я боюсь, как бы ты не повторила судьбу твоей мамы». Но при этом он, наоборот, за то, что я делаю. Я всегда советуюсь с ним, могу ли я заняться тем или иным делом, и он всегда дает добро. Это очень сильно помогает мне. И он понимает, что это надо, это важно, он всегда поддерживает меня», – говорит Алена. В эти минуты очевидным становится, что она – Женщина с большой буквы. Хрупкая и в то же время необыкновенно сильная. Жена, мать, дочь, сестра, подруга – в ней собраны все качества, олицетворяющие женское начало. Делясь секретом сохранения семейного счастья при такой насыщенной жизни, Алена признается, что им помогает отсутствие свободного времени. «Мы ведем активную жизнь, у нас вся семья активно участвует в жизни поселка, это помогает нам жить дружнее внутри семьи. У нас нет времени выяснять отношения и ссориться из-за мелочей. У нас каждый день расписан занятиями. Причем не только детскими, но и нашими с мужем. Мы придерживаемся позиции, что дети не мешают нам жить самим. То, что у нас появились дети, не говорит о том, что мы свою жизнь кладем на них, а сами плывем по течению. Например, мы с мужем участвуем в КВН, а по выходным играем в страйкбол».

В преддверии Дня защитника Отечества поздравления и пожелания для мужчин звучат как никогда важно: «Я желаю, чтобы у каждого защитника Отечества были за спиной те, кого они хотели бы защищать и могут это сделать. Сложно, но это так. Мне кажется, что семья и подразумевает, что ты не хочешь оставлять ее и куда-то идти, потому что ты связан с ней. Многие мобилизованные ребята бессемейные, но у них все равно есть мама, папа, родные, которые ждут их и переживают за них». Не менее важные слова звучат и в адрес женщин, чьи родные ушли на фронт. Их Алена произносит с теплой улыбкой: «Пусть вступают в Женсовет. Потому что мы были на одном семинаре, где выступали мамы и жены мобилизованных, и, говорят, что были в депрессии от переживаний и волнений. Но, придя в Женсовет и начав помогать своему мужчине и всем остальным, осознавали, что они в сообществе таких же людей. Это помогло им встать на ноги и понять, для чего они живут. Я считаю, что это лучшая психологическая и физическая помощь».

Анастасия Максимова



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта