Маски мистерии Цам




В воскресный день нашего дождливого питерского лета в музее­-усадьбе Приютино в рамках «Буддистических встреч» состоялось очередное красочное и яркое событие. Монахи Санкт-­Петербургского дацана подготовили и провели мастер­-класс по росписи и реставрации масок мистерии Цам.

  Мероприятие началось рассказом о «танка» – картинах, изображающих Будду в различных его воплощениях, написанных бурятскими мастерами, чьё творчество отличается особой «живостью» кисти. Танка в тибетском изобразительном искусстве – изображение, преимущественно религиозного характера, выполненное красками или отпечатанное на ткани.
  Танка создавалась или в строгом соответствии с иконографическим текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений и использовалась в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре.
После непродолжительной лекции собравшимся было предложено принять участие в мастер­классе по реконструкции и росписи масок мистерии Цам, на котором, под потрескивание поленьев в камине, все желающие могли обновить специально приготовленными красками маски грозных божеств.
  Маски мистерии Цам – один из главных атрибутов торжественного религиозного служения, совершаемого ежегодно на открытом воздухе в буддийских дацанах. Это завораживающее зрелище, танцы в ярких одеждах и удивительных устрашающих масках из папье­маше в 2­3 раза больше головы человека. Всё это великолепное кружение жизни и смерти совершается с целью показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.
  Происхождение этого действа затеряно в веках. существует версия, что эта церемония происходит от древних шаманских практик. С мистерией Цам связана одна красивая легенда: «Тибетский император «Ландрам» (841­901) был поклонником шаманства и известным противником распространения в Тибете буддизма. Во времена его правления уничтожались монастыри и всячески притесняли монахов, поэтому они сбежали в горы и стали жить в пещерах. В результате из 70 000 монахов в живых осталось только 7. Этого жестокого правителя подавил чойжин­монах Лхал­хумбалдорж. Для этого он сшил себе чёрно­белый костюм с широкими рукавами, в которых спрятал лук со стрелами, перекрасил белую лошадь в пёструю. Затем он надел свои одежды белой стороной наружу и приехал в императорский дворец. Перед дворцовыми воротами он начал танцевать и прыгать, размахивая рукавами. А когда заинтересованный император вышел посмотреть на него, он вытащил лук и застрелил его. Затем он перевернул свою одежду черной стороной и прыгнул в реку. Так ему удалось убежать от стражи». Как гласит легенда, именно после этого случая стали исполнять маскированный танец Цам, чтобы победить всех врагов буддийской веры.
  В прежние времена мудрецы говорили: «Душа человека, увидевшего танцы Цам, просветляется». Это религиозная церемония, призванная уничтожать всё плохое, злое и приносящее страдания. Поэтому, любуясь этими танцами, надо не только радоваться увиденному, но и очищать свою душу, читая про себя молитвы. Тогда зрелище принесёт свои несомненные плоды.
  Маски мистерии Цам хранятся в различных музеях, но особенно богатое собрание их находится в Улан­Баторе в Музее истории религии. Множество масок висит на стенах храма, лежит на полках и в витринах в монастыре Чойджин Лама. Особенно зловещий вид имеют маски гневных и грозных божеств из ряда докшитов – персонажей хранителей веры. Один их внешний вид должен был отпугивать врагов буддизма и вселять ужас в сердца зрителей. Окраска лиц у них зловещая: в основном чёрная или красная, выражение хищное, свирепое, кровожадное. Предназначение докшитов заключалось в том, чтобы уничтожить еретиков и врагов религии, и внешний вид этих гневных защитников веры соответствовал их предназначению.
 
  Существует мнение, что когда человек смотрит на маски мистерии Цам, он видит своё отражение в зеркале во время гнева, злобы, зависти и других негативных эмоций, поэтому устрашающие маски Цам – это ещё и напоминание о демонах внутри нас.

Автор:  Светлана Веретенникова



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта