На рубеже столетия: место, где готовят профессионалов




Всеволожский агропромышленный техникум совсем скоро отметит свой столетний юбилей. Его история, обширная и богатая, началась в феврале 1923 года, когда Петроградский комитет профессионально-технического образования утвердил устав финского сельскохозяйственного техникума. За долгие годы работы во Всеволожском техникуме произошли немалые изменения – от места расположения и названия до статуса и имиджа учебного заведения.

За почти вековую историю Всеволожский агропромышленный техникум выпустил несколько десятков тысяч специалистов. Среди выпускников есть Герои Социалистического Труда и народные артисты СССР, есть награжденные орденом Мужества и другими высокими государственными наградами. Нынешние студенты не отстают от своих предшественников. Они не только получают профессиональные знания и навыки в стенах ВАПТ, но и активно проявляют таланты в спорте, творчестве и различных научных сферах. И в техникуме созданы все условия для такого развития.

Несмотря на то что в последние несколько лет агропромышленный техникум получил серьезный толчок для развития, это не повод останавливаться на достигнутом. Впереди еще много новых целей. О будущем учебного заведения, его буднях и студентах мы поговорили с директором Всеволожского агропромышленного техникума Юлией Валерьевной Еременко.

 

Юлия Валерьевна, как складывался ваш карьерный путь до вступления в эту должность?

В 1991 году я пришла сюда работать преподавателем, окончив Санкт­Петербургский государственный аграрный университет. Училась на зооинженерном факультете, затем преподавала такие предметы, как зоотехния, анатомия и физиология. Отработала здесь десять лет, после этого волею судеб два года возглавляла научно­просветительский отдел в Ленинградском зоопарке, а затем перешла работать во всеволожский филиал Российского государственного гуманитарного университета, где прошла путь от специалиста до начальника учебно­методического отдела. Административная работа к тому времени немного надоела, и я вернулась в ВАПТ, чтобы вновь преподавать, но уже другой предмет – психологию. Очень увлекалась ей в то время, поэтому прошла профпереподготовку и пришла преподавать этот предмет ребятам. Но административные задатки не дали мне сидеть на месте, так что со временем я оказалась на этой должности. В общей сложности в техникуме я работаю 15 лет.

 

За то время, что вы руководите ВАПТ, произошли ли какие­то существенные изменения в техникуме?

У нас много новшеств в техникуме. В 2021 году мы открыли четыре площадки чемпионата WorldSkills Russia. В 2022 добавилась пятая компетенция «Эксплуатация беспилотных аппаратов». Мы стали региональной инновационной площадкой по предпринимательским компетенциям (проект был рассчитан на два года) и стали активно принимать участие в различных проектах и мероприятиях. Мы провели форсайт­фестиваль под девизом «Картофель: настоящее и будущее» совместно с другими соорганизаторами. Это интереснейшее мероприятие было воплощено в практическую деятельность. Мы действительно сажали свой картофель, испытывали разные методы его обработки, получили свой результат, а после сбора урожая наша столовая приготовила участникам всевозможные блюда из него.

Был создан молодежный центр, который включает очень много направлений работы: клуб молодых предпринимателей, историко­патриотический центр «Память», команда техникума по финансовой грамотности «Золотой резерв ВАПТ». Ребята, принимающие участие в работе Молодежного центра показывают те свои качества, которые им надо развивать и реализовывать. Мы им помогаем в этом. Причем направление предпринимательской деятельности интересно тем, что мы нацеливаем ребят. При выпуске образовательная организация должна содействовать трудоустройству выпускников. Мы обязательно должны их устраивать на работу после окончания учебного заведения, но не всегда это получается так, как нам бы этого хотелось. Получение предпринимательских компетенций поможет им в реализации своих проектов и открытии своего бизнеса. Мы очень плотно работаем с Ириной Викторовной Кондратьевой, директором Центра поддержки предпринимательства Всеволожского района. Специалисты Центра знакомят и обучают ребят правилам открытия и ведения бизнеса, рассказывают о финансовой и грантовой поддержке малого предпринимательства. Это очень помогает молодым специалистам. Причем финансовой грамотностью занимаются не только ребята, которые учатся на бухгалтеров, но и ребята, получающие специальности, связанные с обслуживанием и ремонтом техники, будущие электрики и техники­механики. Мы даже создали свою команду по финансовой грамотности (Золотой резерв «ВАПТ») и на федеральном уровне заняли второе место в чемпионате по финансовой грамотности.

 

Расскажите об участии в чемпионате WorldSkills Russia.

За 2 года участия в чемпионате мы достигли больших результатов, неоднократно завоевывали золотые медали, медальон за профессионализм на региональном этапе. А в этом году получили медальон по компетенции «Предпринимательство – юниоры» на национальном чемпионате. Планируем застроить шестую площадку «Интеллектуальные системы учета электроэнергии».

 

А насколько конкурентоспособны студенты ВАПТ?

Тяжело судить, потому что около 70% выпускников сразу уходят в армию. По статистике трех лет, трудоустроены 64 % выпускников. Необходимо понимание и обратная связь от работодателей, анализ их потребностей в кадровом потенциале. На ближайшем совете по улучшению инвестиционного климата Всеволожского района я бы хотела провести анкетирование участников – представителей бизнес­сообщества. Если раньше мы рассказывали им о наших студентах, то сейчас важно изучить работодателей. Плюс сейчас необходима консолидация бизнеса и образования. Большую поддержку в этом мы получаем от администрации Всеволожского района. Нам повезло, что за последние два года мы получили спонсорскую помощь. Например, при поддержке Сбербанка мы поставили собственную теплицу. Сделали проект, закупили большую теплицу в 40 м2, хотим выращивать рассаду цветов для своего городка. В проекте для реализации были заявлены все образовательные организации, находящиеся на улице Шишканя. У нас в городе вообще очень интересный кластер образовательных учреждений сложился, не хватает только университета, чтобы ниша была заполнена.

 

Насколько хорошо налажена связь с работодателями? Есть ли у студентов возможность получать не только теоретические знания, но и практические?

Если раньше вопрос стоял так, что студент должен сам найти себе место для производственной практики, то сейчас мы полностью ушли от этого. За два года мы заключили порядка двадцати договоров с предприятиями, и мы отправляем ребят на практику сами. Это позволяет нам получать также и обратную связь. Мы стараемся наладить личную связь с каждым потенциальным работодателем, и предприятия наконец­то стали поворачиваться к нам лицом. Особенно я могу выделить такие как «Выборжец», Крановый завод, ЗАО «Приневское» и «Ленэнерго». Кстати, «Ленэнерго» оказали нам спонсорскую поддержку и построили учебный полигон, чтобы студенты могли обучаться монтажу высоковольтных линий. Кроме того, в ПАО Россети «Ленэнерго» есть эффективная, практико­ориентированная программа для студентов. Они идут в организацию на практику, там создаются студенческие энергетические отряды. Ребята работают полтора­два месяца, выполняют определенную работу, проходят обучение, приобретают практические навыки, получают зарплату, после чего из них отбирают лучших ребят и заключают с ними целевые договоры, со стипендиальным обеспечением и гарантированным трудоустройством. То есть даже после армии ребята все равно будут иметь работу.


 

Получается, что найти работу по специальности после учебы не составит труда?

Знаете, мы уже где­то с третьего курса понимаем, будет студент работать по специальности или нет. Очень много ошибок при выборе профессии. Зачастую сказывается влияние родителей, которые, аргументируя высокий потенциал профессии, заставляют ребенка идти на ту или иную специальность. И во время практики такие глобальные ошибки, которые идут из семьи, вскрываются. И это открывает для нас очень важную проблему ранней профориетации, которую важно решать комплексно и в системе. А для тех, кто хочет работать, место всегда найдется.

 

Сколько студентов обучается в техникуме сегодня?

У нас сейчас обучается больше тысячи студентов, очно и заочно. У нас реализуется 11 образовательных программ, но две из них дублируют друг друга из­за перехода со старых ФГОС на новые. Специальности в целом остались прежними, но из новых появилась специальность «Правоохранительная деятельность». На нее очень большой конкурс, так что мы даже набрали внебюджетные группы, и уже сейчас идут звонки для набора на следующий год. Я горжусь открытием этой специальности, потому что она достаточно специфическая и требует особого оборудования. Огромное спасибо начальнику УМВД России по Всеволожскому району Анатолию Владимировичу Иогану за то, что он пошел нам навстречу и поддержал. Сейчас практически 70% лекций по курсу читают действующие сотрудники правоохранительных органов. Я думаю, что ребята, которые пришли на эту специальность будут именно теми специалистами, которые осознанно выбрали свою профессию. Их учат квалифицированные специалисты, и знания ребят будут востребованы и нужны.

 

Как вы считаете, с чем связана популярность этой специальности?

Специфика в том, что это правоохранительная деятельность. Это будет полицейский, действующий сотрудник, который будет востребован в связи с тем, что у нас растущий и застраивающийся район. Строятся новые отделения, есть необходимость пополнять кадровый состав квалифицированными сотрудниками. Отбор очень серьезный, требуется хорошая спортивная подготовка.

 

Чем наш агропромышленный техникум отличается от похожих учебных заведений, расположенных в Санкт­Петербурге?

Не знаю, если честно. Какая­то изюминка есть и в самом учреждении, и в преподавательском коллективе. У нас особая аура, которую чувствуешь, как только заходишь в здание. К нам приезжают ребята из Санкт­Петербурга, из других районов Ленинградской области и даже из других регионов страны. Многие, когда ездят по разным техникумам и подают документы, в конце концов возвращаются именно к нам. За последние годы техникум сильно изменился. Вспомните, какое пренебрежительное отношение было к нему не так давно. Первое, что я сказала, когда пришла на должность временно исполняющего обязанности директора: нам надо избавиться от такого имиджа и наследия прошлого, связанного с неким застоем. Мы стали привлекать молодых специалистов, хотя это непросто. При этом у нас также преподают опытные специалисты, которые могут дать ребятам сильные знания. Кроме того, у нас есть определенные возможности в плане материально­технической базы, особенно по сельскохозяйственному направлению. У нас есть новая команда, есть стремление работать, мы охватили новые большие направления. Это и делает нас особенными.




А какие у нас студенты?

Недавно на профессиональных курсах у нас проходило анкетирование, в котором надо было отметить, какими качествами обладает современная молодежь. Многие отметили, что они ориентированы на материальный успех, что они активные. Некоторые отметили, что, наоборот, склонны к лени. Я скажу так: дети очень поменялись. Когда ты вовлекаешь их в работу, делаешь что­то для них, они начинают сиять и отдавать себя делу полностью. Они активные, отзывчивые, понимающие.

 

Вовлечены ли студенты в деятельность, не связанную с учебой и обучением?

Да, у нас для этого много возможностей. Мы создали спортивный клуб, вокально­инструментальный ансамбль и многое другое. Одно из реализуемых направлений – патриотическое воспитание. Один из наших выпускников еще со времен студенчества участвует в поисковых отрядах, которые ищут захоронения солдат времен Великой Отечественной войны. Он привлекает ребят на раскопки в весенне­летний период, а недавно в наш музей передали находки с этих раскопок. Создан свой студенческий совет. Есть экологический кружок, и мы даже проложили собственную экологическую тропу в парке. Есть курсы по финансовой грамотности, повторюсь. Стараемся вовлекать ребят в разные направления. Активно сотрудничаем с «Кванториумом» и всех первокурсников привлекаем к деятельности «Кванториума», что тоже помогает им найти себя.

Кроме того, мы отправляем ребят на различные форумы разного уровня. Мы активно сотрудничаем с некоммерческими организациями, принимаем участие в различных проектах и форумах, в том числе связанных с патриотической направленностью и межнациональными отношениями. Стараемся не пропускать такие мероприятия, потому что на них можно открыть свои таланты и способности.

Также ребята активно занимаются волонтерской деятельностью. В этом году на нашей площадке проходил форум Университета третьего возраста, и организаторы, в числе которых Надежда Ивановна Балуева, отметили, что молодежь у нас очень достойная. Сейчас мы проводим акцию «Мы Вместе», собираем гуманитарную помощь солдатам. Было бы желание, а чем заняться, – мы найдем.

 

Есть ли у Всеволожского техникума связь с агропромышленным университетом в Пушкине? Могут ли ребята поступить туда с какими­то преференциями?

Конечно. Там сейчас много бюджетных мест, так что если у студента есть желание, то после окончания техникума он может поступить в высшее учебное заведение. Многие ребята, к сожалению, пугаются расстояния. Но мы стараемся идти навстречу успешным студентам, существует индивидуальный план обучения.

Кроме того, у нас в образовательной программе есть курсы вождения. Кто ориентирован на получение прав, могут получить категорию B, C и водительское удостоверение тракториста.




17 ноября отмечается Международный день студентов. Какое напутственное слово вы бы дали студентам?

Никогда не отчаиваться и всегда идти вперед. Быть целеустремленными, идущими в ногу со временем и любящими свою Родину. Надо задать себе такой вектор в жизни и помнить, что у вас всегда есть поддержка. Это не только семья, но и организация, в которой вы учитесь. Никогда не сдаваться.

 

Есть ли у вас, как у руководителя, какая­то амбициозная мечта?

Чтобы все наши студенты были конкурентоспособны и востребованы, чтобы в техникуме был конкурс в десять человек на место, как это было когда­то в советское время. Я хочу, чтобы наша образовательная организация стала центром притяжения студентов и молодежи. Этому способствует и географическое расположение, и историческое наследие. Ну и надеюсь на открытие новых специальностей. Кстати, скоро у нас появится новая специальность, мы точно будем получать лицензию на образовательную программу «Организация перевозок и управление на транспорте». В проекте лицензирование IT­специальностей. Есть и другие идеи, так что есть к чему стремиться. 100 – летие –это новый этап развития, перезагрузка.

 

Материал подготовила Анастасия Максимова



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта