Праздник единства народа




День народного единства – праздник, напоминающий о том, что в единстве народа, его порывах и стремлениях, сила страны. С момента учреждения этот праздник является выходным днем. Однако до сих пор многие люди не знают о событиях, в честь которых был учрежден День народного единства.

Исторические корни этого славного праздника уходят в годы окончания Смутного времени на Руси. Напомним, что Смутное время – это период со смерти царя Ивана Грозного до восшествия на престол Михаила Романова, первого из династии Романовых.

Это была эпоха глубокого кризиса для страны.

Единое государство распалось, самозванцы поочередно пытались занять престол. В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию, вследствие чего значительная часть земель оказалась под контролем польско-литовских отрядов. Власть в Москве была узурпирована советом бояр – «Семибоярщиной», во главе которой стоял князь Федор Мстиславский. Именно они пустили в Кремль польские войска, намереваясь посадить на русский престол католического королевича Владислава, сына Сигизмунда.

Видя, насколько стране тяжело переносить такое бесчинство, патриарх Гермоген призвал русский народ вступиться за Отечество, веру и свободу и изгнать польских захватчиков.

Призыв был услышан, ведь люди были доведены до отчаяния. «Надо хорошо запомнить, что Смутное время не было временем революции, перетасовки и перестановки старых порядков. Оно было только, как мы уже заметили, всесторонним банкротством правительства, полным банкротством его нравственной силы. Правительство было нечисто, оно изолгалось, оно ознаменовало себя целым рядом возмутительных подлогов. Народ это видел хорошо и поднялся на восстановление правды в своем правительстве, на восстановление государственной власти, избранной правдой всей земли, а не подлогами и «воровством» каких-либо городов и партий», – пишет известный историк Иван Забелин в своей книге «Минин и Пожарский. «Прямые» и «кривые» в Смутное время».


Вскоре после этого в стране началось активное патриотическое движение, направленное на освобождение Москвы.

Первые попытки освободить страну от интервентов были неудачными. А вот второе народное ополчение увенчалось успехом. Центром нового освободительного движения стал Нижний Новгород. Значительную роль в его формировании сыграл земский староста Кузьма Минин. Осенью 1611 года он обратился к согражданам с призывом дать отпор врагу. «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником», – говорил Минин в своем воззвании к народу. Этот призыв собрал огромное по тем временам войско – более десяти тысяч человек разных чинов и сословий: служилых поместных людей, крестьян, казаков, стрельцов, дворян. Армия ополчения была разнородна и по национальному составу. Наравне с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Воеводой избрали новгородского князя Дмитрия Пожарского, а Кузьма Минин стал его помощником и казначеем. Целью народного ополчения было освобождение Москвы от польских интервентов и создание нового правительства. «Пожарский с Мининым сделались руководителями и предводителями этой всенародной правды. Они шли с нижегородцами не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а, напротив, шли с одной мыслью и с одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды правительства. Повторим также, что Смутное время тем особенно и замечательно, что в нем роли правительства и народа переставились. В это время не народ бунтовал и безобразничал, не подвластная среда шумела и шаталась, а безобразничала и шаталась вся правящая владеющая среда. Народ, измученный, растерзанный даже на части буйством этой среды, поднялся и унял ее, водворил тишину и спокойствие в государстве. Тем его подвиг и окончился», – отмечал Иван Забелин в своей книге.

Войско освободителей выступило в сторону Москвы в августе. Однако взять штурмом Китай-­город и освободить Москву от польских интервентов народному ополчению удалось лишь 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года. Войско вошло в столицу с Казанской иконой Божией Матери, присланной князю Дмитрию Пожарскому из Казани. По преданию, именно она стала покровительницей народного ополчения.


 

Победа единого народа стала мощным стимулом для возрождения русского государства.

Изгнание поляков положило конец Смутному времени. После освобождения Москвы от врагов князь Пожарский созвал представителей всех сословий – дворянства, боярства, духовенства, казачества, стрельцов, крестьян, а также делегатов от русских городов и предложил им избрать нового царя. В январе 1613 года состоялся Земский собор, на котором царем был избран первый представитель династии Романовых – Михаил Федорович. И несмотря на то, что шведы, поляки и литовцы все еще пытались вернуть себе власть, внутри страны был налажен порядок.

Сегодня, в День народного единства, мы вспоминаем те исторические события и чествуем единство народа, которое позволило спасти российское государство от уничтожения. В этот день во всей стране проходят праздничные мероприятия, концерты, просветительские уроки и культурно-­образовательные акции. Наша задача – всегда помнить о подвиге Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которые объединили совершенно разных людей ради общей цели и привели их к успеху, цена которого – вся Россия.



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта