Таёжные километры Виктора Шаболкина




Целый ряд случайных, казалось бы, обстоятельств вёл героя нашего рассказа по жизненному пути. Но ничего не бывает просто так. Как сложилась жизнь, откуда такая молодецкая внешность и выправка у нашего земляка, ветерана труда Шаболкина Виктора Михайловича, – в статье нашего корреспондента Марины Губайдуллиной.

Родился Виктор Михайлович 16 апреля 1959 года в деревне Панское Смоленской области в семье рабочих. Мать была телятницей, отец трактористом. Жизнь в деревне не предполагает праздного существования, Вите с детства приходилось работать наравне со взрослыми.

Что такое коса и покос, парень знал уже в шестом классе. Сразу после получения аттестата об окончании восьмилетней школы родной дядя, старший брат отца, решил увезти Витю в Ленинград. Сказано – сделано. В 1974 году Виктор приезжает в город на Неве и идёт учиться в ПТУ на базе Балтийского судостроительного завода по специальности «судовой электромонтажник». Пятнадцатилетнего юношу привлекла тогда форма – тельняшка и китель. Три года длилась учеба в ПТУ вместе с практикой электромонтером по цеховому оборудованию.

Кадров на заводе не хватало, поэтому Виктору от армии дали бронь на два года. Предлагали и совсем не служить, продолжать работать, но об этом он и слышать не хотел. В те времена не служить в армии было стыдно, «почетный и священный долг» были не просто словами. Началась подготовка. Да не куда-нибудь, а в морфлот. Из четырех месяцев подготовительных курсов было пройдено три. И вот снова поворот: Виктор женился, в браке рождается дочка, служба и курсы откладываются.

Повестку Виктор получил в ноябре 1979 года. Куда и в какие войска лежал трехдневный путь на самолётах, поездах, перекладных, призывники не знали до прибытия в пункт назначения.

Амурская область, город Тында, станция Маревая. В 1979 году батальон ЖДВ стоял на 96 км строительства Байкало-Амурской магистрали. Нежданно-негаданно оказался солдат-электрик на самой гигантской стройке страны.

По воспоминаниям Виктора, основная тяжесть строительства магистрали на самых проблемных участках легла тогда именно на железнодорожные войска, которые экономили стране огромные средства. Настоящих комсомольцев, которых «в дорогу позвал комсомольский билет», и романтиков, которые ехали «за туманом и за запахом тайги», практически не было. Большинство строителей БАМа все-таки просто хотели заработать, так как платили там очень хорошо.

Ну а Виктора, как мы уже знаем, на БАМ привела военная служба. И здесь предстояло провести два года в тяжелых условиях строительства магистрали, в отрыве не только от цивилизации, но и от семьи. Все это усугублялось экстремальными условиями, ведь ремонтный батальон технического обслуживания не просто нёс службу, он работал на трассе, обеспечивал бесперебойную работу сложнейшей техники, приспособленной для работы в суровых климатических условиях. Обычная техника не выдерживала, каково же доставалось людям, которые создавали Байкало-Амурскую магистраль?!

«Если бы я был не из деревни, не получил до армии рабочий опыт, то тяжело бы, конечно, досталось. Вы только представьте градусник, который показывает минус 62. Жили в палатках, отапливаемых буржуйками, потом ставили рубленые домики, покрытые брезентом. А летом в тайге невыносимая жара и гнус, от которого никуда не деться», – рассказывает наш земляк.

Виктор Михайлович умалчивает, и даже при наводящем вопросе не хочет признать, что служба на БАМе была просто на выживание. Слабым, физически неподготовленным там не было места. Сейчас уже ни для кого не секрет, информация о всех невзгодах, тяготах, болезнях, которые пришлось перенести строителям магистрали, в открытом доступе.

Трагичным мог быть финал и нашего героя, если бы не проведенная ему в тайге операция.

Прямо там, на месте, в вагончике санинструктор (сам немногим старше пациента) произвел сослуживцу переливание крови. Необходимость данной процедуры была обусловлена разрастанием по всему телу волдырей, так называемых «бамовских розочек».

Виктор никогда не думал о том, что делал что-то особенное. Так не думает и сейчас, 43 года спустя. О БАМе вспоминает как о незапланированном, в буквальном смысле трудном военном этапе своей жизни. Память Виктора хранит все пройденные километры трассы. Единственный электрик на весь батальон закончил службу на 342 километре Байкало-Амурской магистрали, у посёлка Зейск.

Два года службы, 246 км трудовой деятельности и заслуженная награда – медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Далеко не каждый был ее удостоен: из всего батальона медаль вручили только двенадцати военнослужащим. Награждение прошло 7 ноября 1981 года, тогда и закончилась нелегкая служба солдата.

«Да, интересного было много. Необжитые места, девственная природа, масштабы строительства, отношения между людьми. Плохое память отодвигает, не хочется о нём говорить по прошествии стольких лет, а от этого хорошего как будто становится больше. Не задумываясь, повторил бы этот путь и вернулся туда снова. Спасибо судьбе за этот поворот в моей жизни, за друзей, которых я приобрел на всю жизнь. До сих пор с теми, кого удалось найти или с кем не терялась связь, мы общаемся, созваниваемся, встречаемся», – делится Виктор.

А после службы была целая жизнь, насыщенная трудовыми буднями, новыми встречами и увлечениями. И увлечение у нашего земляка самое что ни на есть мужское – охота. До переезда во Всеволожск Виктор Михайлович работал электромонтажником на ленинградских заводах и предприятиях: в СМУ-88 строительного треста-45, на заводе им. Ленина, кабельщиком на «Русском дизеле». Старожилы помнят, что в 80-х от «Русского дизеля» лучшие сотрудники получали квартиры во Всеволожске. Получила заветные квадратные метры на всеволожской земле и семья Виктора Михайловича. В ставшем родным городе в 1996 году специалист высокого класса приходит на работу во Всеволожское отделение «Ленэнерго» электромонтером распределительных сетей. Здесь он проработал 19 лет, вплоть до 2015 года.

Сегодня Виктор Михайлович продолжает активную жизнь. Вместе с советом ветеранов «Котово Поле» принимает участие в городских мероприятиях, продолжает практику по специальности, помогая друзьям и соседям. Гордость и радость для Виктора Михайловича его внучка-школьница, а отрада – походы в лес за грибами и ягодами. Да и ежедневных дел по обустройству квартиры хватает, он ведь, как говорится, мужчина с руками.

На вопрос о жизненном кредо наш земляк, не задумываясь, отвечает: «Захотел – сделал».

Марина Губайдуллина



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта