Ученье – свет: великие учителя России




Учитель – одна из самых благородных и почитаемых профессий. У всех великих людей, оставивших след в мировой истории, были не менее великие учителя, которые помогали им делать первые шаги на пути становления.

Российское государство с давних времен славилось своими учителями. Среди сотен известных на весь мир имен немало тех, кто воспитывал, учил и наставлял царей, писателей, ученых. Были те, кто делал революционные открытия и исследовал совершенно новые научные подходы в педагогике и смежных науках. Перечислить всех невозможно, но вспомнить хотя бы несколько великих учителей России обязательно надо.

 

Василий Андреевич Жуковский

«Поэзия принадлежит к народному воспитанию. И дай Бог в течение жизни сделать хоть шаг к этой прекрасной цели»

Имя Василия Андреевича Жуковского известно всем российским ученикам. Его творчество – стихи, поэмы и переводы произведений зарубежных поэтов – изучают в школах как образец русского романтизма. Жуковский был талантливым поэтом и переводчиком, другом Александра Сергеевича Пушкина, а еще – домашним педагогом царской семьи. Под его чутким надзором азы науки постигал наследник российского престола Александр Николаевич, в будущем – Александр II.

Василий Андреевич лично разработал план обучения на 12 лет. В него входили уроки русского языка, истории, географии, нравственности и другие необходимые цесаревичу дисциплины и науки. И как видно из истории, Жуковский достиг значительных успехов в образовании будущего императора. И Александр II на протяжении всей жизни был благодарен своему педагогу.

Василий Жуковский также обучал великую княгиню Александру Федоровну. Однако та не смогла в полной мере оценить его педагогический талант. В мемуарах жена Николая I отмечала, что Жуковский был замечательным поэтом, но не самым лучшим педагогом. Именно поэтому русский язык давался великой княгине, немке по происхождению, с трудом. «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем. Вместо того, чтобы корпеть над изучением грамматики, какое­-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо», – писала Александра Федоровна.

Завершив карьеру придворного учителя в 1841 году, Василий Андреевич Жуковский посвятил себя воспитанию и образованию собственных детей.

Константин Дмитриевич Ушинский

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Константин Дмитриевич Ушинский по праву считается основоположником русской научной педагогики. Он одним из первых стал уделять особое внимание задачам нравственного просвещения и воспитания учеников. Одним из первых ученых мужей Ушинский отверг идею, что нравственное обучение – это нечто естественное и само собой разумеющееся. Еще одна по-­своему революционная идея Константина Дмитриевича заключалась в важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для России XIX века языком преподавания был французский. Доминирование французской речи видно по многим классическим произведениям. Статья Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими» стала воззванием педагога к педагогам и деятелям сферы образования.


 

Свой карьерный путь Ушинский начал с должности преподавателя русской словесности в Гатчинском Сиротском институте. Здесь он обнаружил обширную библиотеку с книгами по педагогике, которые молодой учитель тщательно изучил. Научная литература произвела на него сильное впечатление, и Ушинский стал автором «Журнала для воспитания», в котором публиковал собственные статьи о необходимости реорганизовать образовательную систему в стране. Главными постулатами Ушинский указывал демократизацию народного образования и особое внимание к начальному образованию. Педагог также считал, что элемент игры необходим в образовательном процессе, а учителям необходимо не только учить детей наукам, но и заниматься их воспитанием. «Урок – это главная форма единства воспитания, образования и развития», – писал Константин Дмитриевич. В дальнейшем Константин Дмитриевич Ушинский перешел работать в Смольный институт благородных девиц. Там он открыл класс для подготовки воспитательниц.

Ушинский является автором ряда методик, направленных на повторение учебного материала, формирование у учеников общих представлений и понятий на основе наглядного материала, развития у детей мышления и речи.

Конечно, такие прогрессивные взгляды вызывали недовольство консерваторов. Ушинского даже называли вольнодумцем. Но это не остановило педагога в его научных изысканиях, и он продолжал развивать теорию того, что воспитанием должны заниматься не только родители, но и учителя.

Лев Николаевич Толстой

«Если учитель имеет только любовь к делу, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»

Лев Николаевич Толстой является не только одним из величайших в мире писателей­-романистов и мыслителем, но и человеком, имевшим самое непосредственное отношение к педагогике и сфере образования.

Вопросы воспитания подрастающего поколения и образования детей всегда волновали писателя. Благодаря этому в 1859 году он открыл в непосредственной близости от собственного дома в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.

В школе обучали 12 предметам: арифметике, чтению, географии, рисованию, пению и другим. Сам Лев Николаевич тоже вел уроки для ребят, в основном математику, физику и историю. Школьное расписание было довольно плотным. Дети начинали учиться в 8-­9 утра и заканчивали в 15­-16 часов дня, прерываясь лишь на обед. Отличительной чертой школы Толстого было лояльное отношение к ученикам. Их не ругали за прогулы и неуспеваемость, домашних заданий детям не давали. Лев Николаевич объяснял такой подход тем, что «образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается».


Воспитанию детей в школе также уделялось внимание. В свободное от уроков время ребята вместе с писателем ходили на прогулки. Ходили в лес на охоту, собирали грибы, учились кататься на коньках. Дети очень любили Льва Николаевича, который уделял им почти все свое время. От своих учеников и воспитанников он требовал лишь бережного отношения к учебным вещам, чистоты и правдивых ответов. И как отмечал один из его бывших учеников, порядок в школе был образцовым.

Лев Семенович Выготский

«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности...»

Лев Семенович Выготский – психолог, чье имя знакомо не только целителям душ, но и педагогам, культурологам и лингвистам всего мира. Именно он придумал соединить две отрасли науки – психологию и педагогику. Эта идея на десятилетия опередила свое время.

Проводя исследования, которые привели к зарождению таких направлений, как педология и коррекционная педагогика, Выготский понял, что к процессу развития детей и их воспитания надо подходить с точки зрения науки. Великий русский психолог считал, что педагог должен выстраивать свою работу с опорой на научные достижения и в обязательном порядке на психологическую науку.

Несмотря на то что Лев Выготский не создал конкретных методик развития и воспитания, его книги по культурно-­исторической теории стали базой для большинства современных дошкольных практик. В его концепции организации обучения детей акцент сделан на самовоспитание и саморазвитие. Ученый считал, что воспитание – это не то, как ребенок приспосабливается к среде, а процесс формирования личности, выходящей за пределы этой среды. По мнению Льва Выготского, исключительно личная деятельность ребенка, а не навязанная извне, может стать основой воспитания.

Надежда Константиновна Крупская

«Настоящее педагогическое мастерство рождается, когда и взрослые, и дети испытывают радость от совместной работы»

Надежда Константиновна Крупская прославилась не только в качестве супруги и соратницы Владимира Ленина, но и как главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Получив образование, Крупская работала домашней учительницей математики, а затем преподавала в вечерней школе для рабочих. Там она не только давала знания, но и продвигала идеи марксизма. Будучи идеологом коммунистического воспитания, Надежда Константиновна критиковала педагогическую систему, разработанную другим великим педагогом – Антоном Макаренко.

Надежда Крупская является одним из создателей советской системы народного образования. Особенностью новой системы образования стала идея, что школа должна не только обучать, она быть центром коммунистического воспитания. Надежда Константиновна считала, что педагоги должны не только знать свой предмет, но и каждого ученика, владеть основами научной организации труда и методикой обучения, уметь сочетать воспитательную и учебную работу, быть авторитетом для учеников, развивать самодеятельность обучающихся. Многие из этих идей до сих пор живы и применяются в современной школе.


Фото из открытых источников



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта