Уникальный музей Всеволожска




Несмотря на свой юный возраст музей «Дом авиаторов», входящий в состав музейно-мемориального комплекса «Дорога Жизни», успел полюбиться многим всеволожцам и гостям города. Даже в непростые времена коронавирусных ограничений сюда приезжают посетители со всех уголков Ленинградской области.

Музей действительно уникален и по своей тематике, и по экспонатам. И самое приятное, что музейный комплекс продолжает активно развиваться и расширяться. С его руководителем – Юрием Марковичем Щегловым – мы поговорили о том, что представляет собой музейный комплекс, об уникальных экспонатах, планах на будущее и о том, что является самым важным в его работе.

 

Юрий Маркович, расскажите, что представляет собой музейно-­мемориальный комплекс «Дорога Жизни»?

Наше учреждение было создано в 2015 году за счёт выделения из состава Музейного агентства Ленинградской области. Нам в распоряжение были переданы памятники и мемориалы, расположенные вдоль Дороги Жизни. На сегодняшний день у нас 54 объекта. Также по поручению президента наше учреждение должно было восстановить здание бывшей сыроварни барона Фредерикса и открыть в нем музей «Дом авиаторов». Что и было сделано.

Почему возникла идея создать музей, посвященный авиаторам?

Во­-первых, все жители Всеволожска знают, что во время войны здесь был дом отдыха летчиков. Во­-вторых, было принято во внимание, что ни одного музея, связанного именно с авиацией, защищавшей Ленинград, в нашем регионе не было. Поэтому решено было открыть такой музей и посвятить экспозицию авиаторам. Изначально планировалось ограничиться только историей Первого минно­-гвардейского полка, но потом экспозиция стала расширяться.

 

С чем это было связано?

Дело в том, что Первый минно-­гвардейский полк всегда сопровождали истребители, 26-­й и 27-­й авиационный полк, представленный у нас. Потом надо было добавить информацию о том, как осуществлялась оборона Ленинграда. Только во Всеволожском районе было достаточно много аэродромов. Поэтому мы расширили экспозицию и рассказываем в том числе об операции «Искра», о том, как наши летчики бомбили плотину, и многом другом. Как показала практика, экспозиция получилась очень удачная.

 

Вы сталкивались с какими-­нибудь трудностями во время открытия?

Были проблемы, которые заключались в том, как представить мультимедийную экспозицию и найти лучший способ подачи информации. Поэтому первые три­-четыре месяца были пробным периодом. Практика показала, что оптимальнее всего проводить экскурсии по времени. Связано это с тем, что музей небольшой, и экскурсионные группы больше 15 человек неудобно собирать для самих посетителей. К тому же экспозиция на 90% мультимедийная, все надо потрогать и посмотреть. Поэтому у нас час идет экскурсия по музею, а затем 30­-40 минут свободного времени.

Кто приходит в музей чаще всего?

Как и везде, большая часть посетителей – дети. Поэтому мы говорим им на экскурсии, что сейчас у них будет урок, а потом большая перемена. Есть и те, кто интересуется историей. Они уже приходят сами, и экскурсия им как таковая не нужна. Они могут самостоятельно осмотреть экспозицию и черпать информацию будут из мультимедиа.

 

А есть постоянные посетители?

Есть у нас уникальный мальчик, который был здесь двенадцать раз. Причем приходит он не для того, чтобы полетать в самолете, а именно потому, что ему интересно. Он постоянно готовит тематические рефераты и доклады. Ему всего 12 лет, а он уже был здесь 12 раз. Я уже сказал впускать его просто так, без билета. Есть и взрослые, которые приходят несколько раз.

 

Как обстоят дела с посещаемостью в условиях пандемии?

В первые месяцы билеты раскупались на две­-три недели вперед. Пандемия, конечно, ударила по музею. Причем это связано не столько с ограничениями, хотя они были колоссальны, сколько с тем, что условия работы постоянно менялись. Когда были какие­-то послабления и праздничные даты, у нас было много забронированных билетов. Но вышло постановление с ограничениями, и мы были вынуждены снять бронь, вернуть деньги или перенести экскурсии на другое время. К сожалению, у нас еще остались обязательства по выездным выставкам. Это связано в том числе и с ограничениями в школах на выезды, на посещение культурных мероприятий и так далее. Эти ограничения повлияли на посещаемость музея, потому что люди предпочитают совершать прогулки по паркам например, «Монрепо» города Выборга. Там можно и погулять по городу, и посетить знаменитую башню и крепость. Ну и работа наших коллег с Ладоги. И там, и там – открытое пространство, где можно погулять и посетить полноценную экскурсию. Поэтому сейчас «Дом авиаторов» переживает не лучшие времена.

Вы упомянули выездные выставки. Расскажите об этом подробнее.

В рамках выполнения работы по госзаданию мы проводим выездные выставки. У нас есть VR­-очки, в которых можно увидеть все памятники, расположенные вдоль Дороги Жизни. Третий год мы работаем с этой выставкой. Она была разрешена Роспотребнадзором даже во время пандемии. Мы очень много выезжали в школы, детские лагеря, санатории и интернаты, расположенные на территории Ленинградской области. У нас сняты все памятники Дороги Жизни, причем сделано это очень красиво, с панорамой на 360 градусов. Сейчас у нас осталось несколько школ, которые мы не смогли посетить из­-за нового штамма коронавируса. Выставка действительно хорошая и, как показала практика, дети счастливы от такого знакомства с музеем.

 

Недавно в музей был передан уникальный экспонат – дневник блокадника.

Полгода назад с нами связались поисковики из Нижнего Новгорода и сообщили, что случайно нашли в заброшенном доме этот дневник. Дневник состоит их трехсот страниц рукописного текста. Из того, что пока известно и что удалось расшифровать, человек, скорее всего, был юристом или адвокатом, потому что здесь очень много информации, связанной с работой. Теперь работа предстоит большая. Прежде всего надо расшифровать весь дневник. Очень хочется хотя бы частично к 9 Мая это сделать. А вообще идея такая – расшифровать и оцифровать дневник и сделать экспозиционный стенд. Тогда оригинал можно будет хранить под стеклом, а на экране пролистать отсканированные страницы. Кроме того, мы хотим сделать бегущую строку и попросить артистов озвучить написанный в дневнике текст. Здесь огромное количество стихов собственного сочинения.

 

Насколько значим этот экспонат для музея?

Любой дневник бесценен для музеев и истории. Официальная информация – это сухая сводка. Здесь же человек пишет для себя и тех, кто прочитает его записи. В тяжелые времена в дневники записывают душевную боль, отзыв на то, что происходит вокруг человека. Поэтому любой дневник, как и письма с фронта, – это уникальные вещи, в которых всегда можно найти то, что заденет душу. Это всегда интересно и необычно, потому что это жизнь, а не официальная информация.

А почему поисковиками был выбран именно наш музей? Все-­таки Всеволожск находится далеко от Нижнего Новгорода.

Так сложилось. Наш музей молодой, ему еще предстоит развиваться, нам позвонили и предложили находку. Так мы и получили этот уникальный и, пожалуй, самый необычный экспонат. Надеюсь, что мы будем получать похожие экспонаты в дальнейшем.

 

Насколько часто в музей передают такие личные вещи?

Довольно много вещей было передано, хотя мы работаем совсем недавно. Однако личные вещи мы стараемся брать только во временную экспозицию. Это связано с тем, что личные вещи должны храниться в семье. Иногда люди приходят и говорят, что им эти вещи не нужны, но мы все равно настаиваем на временном пользовании. Потому что жизнь может повернуться по-­всякому, и когда-­нибудь такая память может заинтересовать вновь. Поэтому я рекомендую всегда передавать вещи во временное хранение.

 

Сотрудничаете ли вы с поисковиками Ленинградской области?

Конечно, у нас есть контакты поисковиков. И если они находят что­-то интересное, то звонят нам. Есть то, что действительно интересно для музея. А бывает, что нам что-­то не подходит по экспозиции или дублирует экспонаты. Тогда мы вежливо отказываемся и предлагаем связаться с нашими коллегами в других музеях.

 

Есть информация, что музеи военной тематики будут объединены. Так ли это?

Эта идея давно зрела, ее одобрили и в этом году реализуют. Это значит, что все музеи военной тематики Ленинградской области составят единой комплекс «Ленинградская битва». В чем заключается идея? Все выставки можно будет перевозить из музея в музей, без бюрократических проволочек. Можно будет проводить тематические экскурсии по музеям. Сюда же будут добавлены все памятники «Зеленого пояса Славы», это избавит от путаницы с ответственными за мемориалы.

 

У вас запланировано открытие народного музея «Дорога Жизни». Что он будет представлять собой?

Музей существовал с 1980 года, это был филиал музея обороны блокады Ленинграда. Это была всего лишь одна комната с экспонатами. Недавно правительство Ленинградской области выкупило здание и передало нам. Сейчас там выполняются аварийные работы и ремонт, потому что здание музея было построено в 1938 году, но ни одного капитального ремонта, отопления и коммуникаций в нем не было. На сегодняшний день работа идет полным ходом, мы выезжаем туда пару раз в неделю. Перед нами стоит колоссальная задача – открыть музей к 9 Мая. В связи с последними событиями в стране трудности возникают, но, если все будет хорошо, то к обозначенной дате мы откроемся в полной мере. В любом случае, надеемся, что к 9 Мая музей откроется.

Есть ли у вас какая-­то глобальная мечта, связанная с музейным комплексом «Дорога Жизни»?

Я просто хочу, чтобы наш музей нравился людям. Это то, ради чего стоит работать. Он может быть не глобальным, не большим, но он должен нравиться. Когда я вижу детей, которые приходят в будний день с учителем, а затем возвращаются в выходные с родителями, то вижу в этом отдачу. И это хорошо, а все остальное – это преходящее.

Беседовала

Анастасия Максимова



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта