Ваш ребенок идет в первый класс: советы психолога




Начала учебного года больше всего ждут родители первоклассников и волнуются. В детском саду у ребенка привычный режим, устоявшиеся отношения с воспитателями и ребятами, большую часть времени он проводит в играх с другими детьми, занят на таких развивающих занятиях, как лепка, рисование, подвижные игры, пение, танцы и др.

В школе режим дня меняется, повышаются требования к ребенку, теперь ему необходимо нести ответственность за своевременное выполнение заданий. Волнения родителей перед новой ступенью его жизни вполне понятны. Еще больше волнуются родители детей, не посещающих детский сад. Для ребенка, не привыкшего к соблюдению строгого режима и занятиям в группе, школьный распорядок еще более непривычен. С какими трудностями сталкиваются новоиспеченные школьники и как родителям помочь пережить их наименее болезненно, рассказала медицинский психолог Екатерина Картламаева.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники?

Первая сложность, с которой сталкивается любой первоклассник, – это статическая нагрузка. Сидеть за партой в течение длительного времени для ребенка непривычно и сложно. Поэтому в свободное от школы время первоклассник должен как можно больше двигаться. Подвижные игры на свежем воздухе, прогулки в парках и на детских площадках, занятия танцами и спортом помогут вашему ребенку направить накопившийся избыток энергии в нужное русло. Еще одна проблема, с которой сталкивается ребенок, – необходимость привыкать к новой обстановке, новым педагогам и детям. Облегчить этот процесс может подготовка к школе, и проходить курс подготовки лучше в той школе, в которую пойдет учиться ваш ребенок. Разрешайте ему брать с собой любимую игрушку из дома. Объясните, что играть с ней можно только во время перерывов. Игрушка поможет ребенку снизить стресс и чувствовать себя защищенным.


Что делать,
если ребенок постоянно жалуется на плохое самочувствие?

Будьте внимательны к жалобам детей, не игнорируйте их. Если ребенок жалуется на слабость, усталость, головные боли, это может быть следствием тяжелой адаптации. Снять стресс поможет дневной сон, прогулка в парке или во дворе, общение с друзьями, чтение книг и другие совместные занятия. Следите, чтобы у ребенка был постоянный режим дня: завтрак, обед, полдник и ужин в одно и то же время, полноценный ночной сон. Отведите время для совместных игр и прогулок.

Как понять, нормально ли
проходит адаптация, если ребенок
не рассказывает о своей школьной жизни?

Протест против нового ритма жизни может иметь разные формы: один ребенок проявляет активный протест, другой – пассивный. Есть дети, которые отличаются повышенной тревожностью и неуверенностью в собственных силах, и это тоже своеобразная форма протеста. Наиболее очевидно проявляется активный протест. Ребенок нарушает дисциплину на уроках и переменах, игнорирует замечания учителей, не вливается в детский коллектив. Такие дети часто отказываются идти в школу, перечат родителям. Пассивный протест менее заметен родителям, его можно выявить только в разговоре с учителем. Если ребенок часто подавлен, заторможен, не проявляет интереса к урокам, формально относится к выполнению заданий, не общается с одноклассниками – все это признаки пассивного протеста. Тревожность и неуверенность проявляются в пассивности первоклассника, скованности и плаксивости. Ребенок не вступает в контакт с другими детьми, болезненно реагирует на обращения учителя – теряется, краснеет, голос начинает дрожать. Могут проявиться неврологические нарушения: тики, заикание.


Как быть родителям, если первоклассник проявляет протест?

Все формы протеста имеют одну общую причину – неумение правильно выражать свои эмоции. Испытывать отрицательные эмоции в период школьной адаптации для ребенка – норма. Родители должны учить первоклассника выражать свои чувства словами и обсуждать возникающие проблемы. Если школьник может объяснить, что именно его угнетает, родители подскажут пути решения проблем. Неуверенность в своих силах, сформировавшаяся в самом начале обучения, может стать причиной серьезных проблем в будущем: ребенок привыкает к мысли, что он «не дотягивает» до уровня одноклассников и прикладывает меньше усилий. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, и это нормальный процесс формирования самооценки. Важно, чтобы самооценка ребенка была адекватной. Родителям нужно найти плюсы в своем ребенке и указать на них. Не нужно преувеличивать проблемы, с которыми сталкивается первоклассник. Напротив, формируйте в ребенке уверенность, что все они преодолимы. Восприятие своей собственной личности у ребенка должно быть позитивным.

Сколько длится период адаптации?

В лучшем случае адаптация ребенка к школе завершается к концу второго месяца учебного года. Дети вливаются в коллектив и налаживают совместную работу с учителями, выполняют требования учителя и чувствуют ответственность. Сложности в отношениях с детьми или учителями могут появляться, но ребенок умеет преодолевать их. Некоторые дети адаптируются дольше, период привыкания затягивается до шести месяцев. В начале учебного года эти дети излишне возбудимы, они не могут сосредоточиться на занятиях, играют на уроках или разговаривают с соседом по парте. Замечания учителя воспринимаются болезненно, могут вызвать обиду и даже слезы. Трудности в усвоении материала вызваны неумением сконцентрироваться на теме урока. Если же негативные формы поведения сохраняются и во втором полугодии, неуспеваемость приобретает хронический характер, решить проблемы самостоятельно у родителей не получается, то в этом случае есть смысл обратиться к психологу. В противном случае формируется замкнутый круг: ребенок не уверен в своих силах, неорганизован, поэтому он не справляется с заданиями и получает неудовлетворительные отметки. Родители и учителя критикуют его, отчего самооценка продолжает снижаться, нарастает напряженность. Проблемы нарастают как снежный ком.

Что делать, если ребенок ленится учиться?

Лень всегда имеет свои причины, выявив которые можно подкорректировать поведение ребенка. Причина может заключаться в недостаточной мотивации. Эту проблему можно решить, предложив ребенку дополнительный мотив: «Если ты будешь хорошо учиться, летом мы поедем на море». Если ребенок заранее настроен на неудачу, он избегает деятельности, боясь, что на него выльется очередная порция критики: какой смысл стараться, ведь результат все равно не будет одобрен? Эту проблему можно решить, помогая ребенку и делая акцент на его достижениях и успехах. Сравнивайте ребенка только с ним самим. Сегодня у него получилось лучше, чем вчера? Обязательно отметьте это. Часто проблемы возникают из-за темперамента ребенка. Если первоклассник работает медленно, это не значит, что у него нет желания учиться. Возможно, он из тех людей, которые склонны к неторопливому скрупулезному труду. Подгоняя его, вы не даете сосредоточиться на выполняемой работе.

Общее правило, которое поможет родителям безболезненно пережить адаптацию ребенка к школе: постарайтесь акцентировать внимание на достижениях и успехах первоклассника. Тем самым вы поощряете любознательность и стремление добиться успеха. Не концентрируйтесь на том, что не получается. Все сложности преодолимы.

 

По материалам ocmp73.ru



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта