Внимание, мотор!




Мало кто знает их по главным ролям, не все помнят их имена, но, появляясь в кадре, они частенько дотягивают уровень фильма до уровня оскаровского шедевра, а иногда даже переигрывают своих более именитых коллег по площадке.

  Не имея профессионального образования, актёры эпизодических ролей (или как их с любовью называют коллеги «короли эпизода») зачастую западают в душу зрителю сильнее ведущих персонажей.

  В преддверии Дня Российского кино мы побеседовали с Дмитрием Семёновым, актёром эпизодических ролей, видеооператором документальных съёмок работы пожарной охраны Санкт­Петербурга, чьи записи показывают по центральным каналам телевидения, в прошлом водителем и старшим инструктором пожарного гарнизона Санкт­Петербурга, чья долгая безупречная служба, направленная на служение людям, помогла спасти не одну человеческую жизнь.

 – Дмитрий Павлович, когда началось Ваше увлечение кинематографом?

– Всё началось в 1976 году, когда я, будучи учеником 6 класса, пришёл с друзьями в Дом юного техника на улице Панфилова на занятия в кружок, посвящённый кинематографу. Я занимался в кружке довольно долго, но весёлая пора детства закончилась, судьба повела меня по другому пути, и только через 25 лет работы в пожарной охране мне в руки случайно попала видеокамера. Вместе с ней в мою жизнь опять пришло кино. Вначале я стал снимать работу наших сотрудников­пожарных, спасателей, чтобы показать людям этот сложный и опасный процесс работы «изнутри». Потом я узнал, что один мой знакомый снимается в кино и спросил, не найдётся ли там «местечка» и для меня. Через некоторое время мне позвонили и пригласили прийти на киностудию «Ленфильм» на съёмки фильма «Сонька золотая ручка».  Я пришёл на студию, где собралось достаточно большое количество народа, и ждал своей очереди, когда мимо меня пробежала сухонькая пожилая женщина, посмотрела на меня, сказала: «О, генерал!», и побежала дальше. Мы стояли в очереди в костюмерную на примерку костюмов, и вдруг открывается дверь, выглядывает женщина и спрашивает: «Кому сказали «генерал»? Заходите!». Так я получил свою первую роль в кино – роль генерала царской армии в телесериале «Сонька – Золотая ручка», а этой женщиной, моей крёстной кинематографической матерью, оказалась Лидия Ивановна Доротенко, актриса кино, королева эпизодических ролей, знаменитый работник киностудии «Ленфильм», чья фильмография на сегодняшний день составляет более тысячи фильмов.

 – Сколько ролей Вы сыграли в кино, и какую роль Вы считаете наиболее удачной?

– Первый год считал, потом бросил. Наверное, около сотни ролей, но серьёзных эпизодов, где я на первом плане, чуть больше десятка. Моя любимая эпизодическая роль –  врач­патологоанатом в телесериале «Улицы разбитых фонарей».

 – Фильмы какой тематики для Вас наиболее привлекательны?

– Больше всего нравится участвовать в исторических фильмах, даже в массовке, я считаю, историческое кино – не просто фильм, а некое наследие, память, которую мы оставляем нашим внукам и правнукам.

 – Есть ли в нашем отечественном кинематографе режиссёры или актёры, творческая деятельность которых вызывает у Вас особую симпатию?

– Виктор Иванович Мережко. Очень понравилось с ним работать. Это режиссёр старой школы, который всегда прислушивается к чужому мнению, в отличие от молодых режиссёров, которые редко обращаются за консультацией, так как считают, что люди должны видеть всё их глазами.

  Актёр, который с детства запал мне в душу, это Константин Райкин. На меня произвёл большое впечатление фильм «Труффальдино из Бергамо», в котором Константин Аркадьевич блистательно играет роль Труффальдино. С той поры я слежу за его творчеством и являюсь его поклонником.

 – Дмитрий Павлович, как правило у всех актёров имеется любимая байка, связанная с его работой или работой «соратников по цеху». Есть ли у Вас такая история?

– Несколько лет назад снимался совместный российско­французский фильм «Распутин» с Жераром Депардье в главной роли. Съёмки проходили в красивейшем зале в Пушкине. Массовка изображала раненых солдат: мы были одеты соответственно историческому моменту, лежали на постели «раненые», стонали. Я изображал солдата с забинтованной головой, который «пришёл в себя» и захотел попить воды. Депардье проходил между рядами лежащих «бойцов», и когда он поравнялся со мной, я чуть приподнялся на постели и сказал: «Мне хочется пить». Актёр ухмыльнулся и на картавом русском сказал: «Водки солдатам»! Это было на прогоне, я думал, что этот момент войдёт в фильм, но в окончательном варианте Депардье молча проходит, осматривается и идёт дальше.

 – Создаётся впечатление, что Ваша работа и увлечение кинематографом отнимают всё свободное время. Остается ли у Вас время на семью, разделяют ли «домашние» такой насыщенный образ жизни?

– Да, конечно, тем более что в некоторых фильмах я снимаюсь вместе с дочерью. Сейчас я на пенсии, но, как это ни странно, времени у меня стало гораздо меньше. Когда я работал водителем, то практически не выезжал на задания без камеры и снимал большинство происшествий за исключением тех случаев, когда это было категорически запрещено. Моё увлечение заметили в пресс­службе МЧС и пригласили меня работать оператором. Дома в свободное время я монтировал эти кадры со съёмок, создавал свои фильмы, поэтому на съёмочной площадке меня интересовала не столько игра актёров, сколько работа режиссёра, работа оператора. Ведь я снимаю видео, которое потом смотрят люди, не имея профессионального образования, и опыт, который я получаю, наблюдая за работой именитых режиссёров и операторов, мне очень помогает.

  Что касается семьи и свободного времени, то мои близкие меня  понимают, поддерживают.  Я работал водителем, но мне самому приходилось участвовать в спасательных операциях. Я постоянно видел и снимал работу спасателей и пожарных, видел боль, страх и слёзы в глазах людей. Это очень непросто, такая работа требует больших психологических усилий, а творческий процесс позволяет расслабиться, снять напряжение. В этом и заключается целительная сила искусства: съёмки в массовке приносят отвлечения от основной деятельности и отдых душой после тяжёлой напряжённой работы.

 Беседовала Светлана Веретенникова



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта