Всеволожские страницы истории




1 февраля Всеволожск перевернет еще одну страницу своей истории и разменяет седьмой десяток. В масштабах страны 60 лет для города – возраст совсем юный, и впереди у Всеволожска еще много свершений и событий. Но, размышляя о будущем, нельзя забывать и о прошлом, о корнях и истоках, с которых все началось. А история у нашего города богата и разнообразна.

В глубине веков

Первое упоминание деревни Лубляна на речке Лубне обнаружено в Писцовой книге Водской пятины и датируется 1500 годом. Это было первое поселение, расположенное на территории современного Всеволожска, в долине реки Лубьи.

А вот относительно первого картографического упоминания мнения ученых разнятся. Историк Андреас Гиппинг и филолог Александр Шарымов придерживаются версии, что первое картографическое упоминание населенного пункта на территории нынешнего Всеволожска принадлежит шведскому полководцу и дипломату Понтусу де ла Гарди (Делагарди). На карте Карелии 1580 года, составленной им после взятия Кексгольма, отмечено селение Lubiaby, то есть деревня Лубья. Лео Багров, русско-шведский историк картографии, считает, что эта карта на самом деле не что иное, как «Эскиз дорог района Кексгольм – Нотебург – Ниен», составленный шведским фортификацион-
ным инженером-планировщиком Олофом Ханссоном Эрнехувудом в 1634 году.

 

Как бы то ни было, а территория постепенно осваивалась и заселялась. Стали появляться новые села, деревни и мызы.

 

Так, в XVIII-XX веках в границах современного Всеволожска располагались мызы Рябово и Приютино, имевшие огромное значение для общего развития Всеволожска в будущем.

Первое упоминание мызы Рябово относится к 1727 году. Мыза, то есть отдельно стоящая усадьба с хозяйством или поместье, располагалась на Мельничном ручье – притоке реки, носившей в те времена название Малая Охта. Кстати, название Лубья, сохранившееся до сих пор, река получила только в 1792 году на карте окрестностей Петербурга, составленной Александром Вильбрехтом – русским математиком, картографом, географом и астрономом. За годы своего существования Рябово повидало восемнадцать владельцев – от государственной казны до Лидии Филипповны Всеволожской.

Приютино в этом плане повезло чуть больше, там сменилось лишь семь владельцев – от Алексея Оленина, первого директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств, и его супруги до владельца молочного склада Иогана-Мартына Краузе.


 

В дальнейшем территории обеих мыз вошли в состав города Всеволожска.

В конце XVIII века Рябово было владением барона Ивана Фридрикса. Он же перенес мызу с Мельничного ручья на Румболовскую гору, где и построил усадебный дом, кирху во имя св. Регины, ставшую центром Рябовского лютеранского прихода, и сыроварню – на сегодняшний день это старейшее здание во Всеволожске, в нем расположился музей «Дом авиаторов».

В XIX-XX веках мыза Рябово перешла представителям рода Всеволожских. Патриарх семьи Всеволод Всеволожский построил новый усадебный дом, булыжную конюшню, оранжерею, разнообразные служебные помещения и «Красный замок» – газогенераторную станцию, которая позволяла осветить все постройки. Для того чтобы разместить газогенераторы, перед северным фасадом усадебного дома, в овраге, было заложено первое и единственное на то время пожароустойчивое кирпичное здание. Кстати, кирпичи делали сами по примеру соседей с мызы Приютино, на кустарном заводике возле Глиняного ручья, расположенного «противу завода г-на Оленина», как отмечено в исторических документах.

Место для строительства газогенераторного корпуса было выбрано специально, потому что светильный газ легче воздуха, и для того, чтобы он самотеком поступал к светильникам в домах и постройках, расположенных на горе, газогенераторы и емкости с газом требовалось расположить ниже их уровня. Кроме того, склоны оврага стали бы естественной защитой усадьбы в случае взрыва или пожара в «Красном замке».

 

Ириновская железная дорога

В 1890 году было учреждено Ириновско-Шлиссельбургское промышленное общество. Первоначально акционерами в нем среди прочих стали барон Павел Корф, барон Михаил Медем и Павел Всеволожский. В 1892 году открылось движение по узкоколейной Ириновской железной дороге, длина которой составляла 36 км. Стоит отметить: благодаря тому, что в проекте приняла участие жена Всеволожского – Елена Васильевна, железная дорога была проложена не по короткому пути через правый берег Лубьи, а делала крюк через центр владений Всеволожских. Это стало толчком к массовому строительству дач на землях нынешнего Всеволожска.

В 1895 году Ириновская узкоколейная дорога стала длиннее на 780 метров, а в августе 1896 года была открыта ветка длиной 21 км, пролегавшая от Мельничного ручья до станции Шереметьевка на берегу Невы. Постепенно вдоль узкоколейной железной дороги стали появляться новые платформы и железнодорожные станции. Таким образом в 1895 году между станцией Рябово и платформой Христиновка появилась станция Всеволожская, вокруг которой и вырос современный Всеволожск.

 

Трансформация дачного поселка

В 1894 году на мызе Рябово появилась земская больница имени Павла и Елены Всеволожских. Врачом был назначен выпускник Военно-медицинской академии, земский врач Мечеслав Зачек. Под его руководством и при поддержке Елены Васильевны Всеволожской в 1903 году были пристроены амбулатория и операционная, проведено электричество от господской усадьбы и началось строительство дома для персонала больницы.

Это были необходимые меры, ведь после открытия железнодорожной станции Всеволожска на землях вокруг нее быстро возник и разросся дачный поселок Всеволожский, ставший местом притяжения петербуржцев и жителей соседних земель. Население стремительно росло, и маленькая земская лечебница не справлялась с возросшим количеством пациентов, которым требовалась медицинская помощь.


 

Требовались населению и образовательные учреждения. Так, первая школа, а точнее земская одноклассная школа, открылась в дачном поселке Всеволожский в 1909 году. Школа была создана на базе частного училища, открытого в поселке в 1908 году священником Свято-Троицкой церкви В. Сердюком. Спустя семь лет, в 1916 году, земская школа была преобразована в двухклассную. В том же 1916 году открылось четырехклассное Всеволожское высшее начальное училище и земская Ильинская школа. Оба заведения располагались в Ильинском поселке, микрорайоне Всеволожска, ныне упраздненном, и были предшественниками всеволожского Лицея №1 и всеволожской средней школы №5 соответственно.

Кроме того, на территории дачного поселка располагался приют для девочек – сирот врачей. Его в 1909 году открыл в своем доме на Варшавской улице врач лейб-гвардии Преображенского полка Александр Юлиусович Буш в память о своей дочери Надежде.

В 1923 году узкоколейная железная дорога была перешита на широкую колею и спрямлена в черте поселка. В связи с этим в дачном поселке появился новый железнодорожный вокзал к югу от пересечения современных Всеволожского проспекта и Константиновской улицы, где он располагается и по сей день.

 

В 1925 году дачный поселок Всеволожский являлся центром Ленинской волости Ленинградского уезда.

 

Здесь проживали более 15 тысяч человек, а также располагалось 26 сельсоветов и 91 деревня. После того как в 1927 году была образована Ленинградская область, поселок Всеволожский стал административным центром Ленинского района.

Еще одно преобразование ждало дачный поселок в 1938 году. Тогда он был отнесен к категории рабочих поселков, а в его черту вошли населенные пункты Бернгардовка, Рябово, Ильинский и Марьино. Так появился рабочий поселок Всеволожский.

 

Война на всеволожской земле

Всеволожский район испытал на себе все горести и тяготы военного времени. И Всеволожск здесь нельзя отделить от остальных поселений района – это всё единая всеволожская земля. Когда в сентябре 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо фашистской блокады, всеволожская земля стала одновременно и тылом, и фронтом. Здесь располагались оборонительные позиции войск Ленинградского фронта, рылись окопы и противотанковые рвы, воздвигались надолбы. С первых же дней возникли проблемы со снабжением продовольствием, поэтому для экономии было решено перестать кормить скот зерном. С июня по декабрь 1941 года в рабочем поселке Всеволожский 89 раз объявляли воздушную тревогу, а на территории Всеволожского района – 315 раз. Но как бы тяжело ни было, всеволожцы продолжали трудиться, по крупинкам выковывая победу над врагом.


Женщины в возрасте от 18 до 50 лет были мобилизованы на сбор урожая в колхозах. Мужчины 16-55 лет, которые по каким-то причинам не отправились на фронт, занимались оборонными работами, рыли окопы и противотанковые траншеи, а также устанавливали заграждения из колючей проволоки. Дети, продолжавшие учиться даже во время войны, после уроков спешили помогать взрослым. Помимо этого, всеволожцы оказывали и другую помощь советской армии. Собирали средства на покупку техники, сдавали лыжи и лыжные палки и крепления, делали все, что было в их силах. А в 1942 году жители Бернгардовки смогли собрать и передать денежные средства на строительство танковой колонны.

В Кавголово формировались партизанские отряды и лыжный батальон студентов института им. Лесгафта. В Токсово бойцы осваивали танки на танкодроме. На Ржевском полигоне испытывали знаменитую «Катюшу» и тяжелые реактивные снаряды. А все всеволожские предприятия стали работать на нужды фронта: шили сапоги, полушубки и ватники, изготавливали запчасти для военного транспорта, выпускали светонепроницаемые шторы, маскировочные халаты и сетки. Ириновское торфопредприятие было единственным поставщиком торфа. В поселке имени Морозова действовал военный завод. А во Всеволожском расположился витаминный цех по производству концентрата из хвойных иголок. Обычно его использовали для больных цингой, но в годы блокады его отправляли в Ленинград ослабленным и изможденным горожанам.

 

Всеволожская земля стала аэродромной площадкой. На боевые задания летчики вылетали с 19 аэродромов.

 

Многие из них в дальнейшем стали Героями Советского Союза. В честь Ильи Шишканя, Евгения Преображенского и Михаила Плоткина названы улицы Всеволожска. Также в годы войны во Всеволожском располагался дом отдыха лётчиков 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка военно-воздушных сил Балтийского флота. Ныне там находится тематический музей «Дом авиаторов».

На территории Приютино также расположился аэродром. По сведениям Центрального военно-морского архива, его построили для авиации Балтийского флота после начала блокады Ленинграда. Весной 1943 года сюда перебазировались летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Об этом событии упомянул в записях от 6 марта 1943 года будущий Герой Советского Союза и генерал-лейтенант Александр Пресняков: «Кажется, только вчера мы покинули наш старый обжитый домик во Всеволожском, а изменений не перечесть». Описал он и взлетно-посадочную полосу аэродрома в Приютино: «Сменилось и место базирования самолетов. ДБ-3 теперь летают для ударов по врагу с вновь построенной взлетно-посадочной полосы, расположенной в трёх километрах от нашего посёлка. К сожалению, она хуже, чем прежняя, длиной девятьсот, а шириной всего сорок метров. Сделана наполовину из кирпича, наполовину из забитых в болото свай, обшитых сверху толстыми тесовыми досками. Взлетать с неё трудно, а садиться ещё трудней, особенно, когда доски мокрые, – машина на них скользит, как по льду».


Также в разное время в Приютино располагались и другие полки и авиаэскадрильи 8-й и 61-й авиабригад Балтийского флота. В частности, 11-й и 21-й истребительные авиационные полки и 15-й авиационный полк ВВС Балтийского флота.

Лётчик 21-го истребительного авиационного полка по фамилии Митрофанов так вспоминал приютинский аэродром: «Сравнительно небольшой полевого типа аэродром (теперь он распахан и частично застроен) располагался между пятым и шестым километрами проходившего через Приютино автомобильного пути знаменитой Дороги жизни. Железнодорожная и автомобильная линии Дороги жизни у Приютина расходятся, охватывая бывший здесь аэродром с двух сторон. Со стороны железнодорожного полотна к границе аэродрома вплотную примыкал лесной массив. В нём маскировались самолеты и КП эскадрилий. Командный пункт полка размещался в отдельном усадебном домике с толстыми кирпичными стенами. Столовая для летчиков и технического состава находилась на первом этаже главного здания. Второй этаж использовался под жилье наземного состава и службы. Слева от дороги, идущей от усадебного дома на станцию Бернгардовка, в помещении бывшей начальной школы размещался медпункт 8-й авиабазы, обслуживавшей гарнизон… Напротив медпункта стояла двухэтажная деревянная вилла. Её занимали летчики. С ними, по традиции, начатой в Богослове, жил и я. …Командир и комиссар жили вместе в маленьком домике из двух смежных комнат, прихожей и кухни. По обеим сторонам дороги в Бернгардовку возвышались сосны. Воздух был чист и напоен запахом хвои».


И, конечно, по всеволожской земле и непосредственно через поселок Всеволожский пролегала знаменитая Дорога Жизни – единственная артерия, связавшая осажденный Ленинград с Большой землей. По Дороге Жизни – по земле, воде и льду – в город доставляли продовольствие, лекарства, боеприпасы. По ней, пока была возможность, эвакуировали ленинградцев.

Самыми трудными для ленинградцев и всеволожцев стали 1941 и 1942 годы. По Дороге Жизни шел непрерывный поток беженцев, среди которых было много детей, больных дистрофией. Для их спасения во Всеволожском было решено организовать стационар на 20 коек для лечения дистрофических больных.

В темные годы Великой Отечественной войны всеволожцы проявили мужество и отвагу, они самоотверженно трудились ради общего дела, не жалея себя. Несмотря на чрезвычайно сложные условия, жители рабочего поселка Всеволожский и Всеволожского района оказывали регулярную и непрерывную помощь блокадному Ленинграду и войскам Красной Армии.

О страшных днях блокады и ужасах войны напоминают нам памятники и мемориалы, расположенные вдоль Дороги Жизни. Для Всеволожска память о Великой Отечественной войне имеет особое значение, и наш долг не только сохранить ее, но и передать подрастающим горожанам и будущему поколению.

 

Город Всеволожск

После окончания войны и Великой Победы советского народа жизнь во Всеволожском, как и во всей стране, стала возвращаться в прежнее русло. Медленно, но верно рабочий поселок восстанавливался.

 

В 1963 году рабочий поселок был преобразован в город. 1 февраля Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Всеволожский стал городом областного подчинения Всеволожском.

 

Это стало новой главой в истории нашей малой родины. Жизнь текла своим чередом. На всеволожской земле образовывались новые семьи, рождались новые горожане, со всех уголков нашей страны сюда приезжали люди, чтобы всего на несколько лет или навсегда влюбиться в этот очаровательный город с упоительным воздухом и живописной природой. Всеволожск укрупнялся, строились новые дома, новые учреждения, разбивались парки, появлялись промышленные предприятия. И все это привело к тому, что мы видим, где живем сегодня.




 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта